16:59 Понедельник, 30 Ноября 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Душой исполненный полет

19 Июля 2011
Хореографический ансамбль «Dance-Capella» еще очень молод, но он уже стал заметным явлением в культурной жизни Ярославля. «Dance-Capella» – один из немногих хореографических коллективов в нашем городе, исполняющих классический танец. Ни один городской праздник не обходится без его участия. Ансамбль известен не только в Ярославле, но и далеко за его пределами. Неоднократный победитель различных конкурсов – от городского уровня до международного, этот коллектив недавно получил звание образцового.

Каторга в кружевах
Ансамбль был создан в 2007 году из выпускниц хореографического отделения детской школы искусств №1. В течение семи лет они постигали сложнейшую технику балетных па, умение танцевать на кончиках пальцев в пуантах – красивых атласных туфельках с ленточками и жестким носком. Балет – такой вид сценического искусства, который завораживает своей красотой и изяществом, утонченной грацией, гибкостью тела, легкостью движений. Но за этой легкостью стоит титанический труд. Великая балерина Галина Уланова говорила: «Балет – это каторга в кружевах». Чтобы успешно выступать на сцене, надо с самого детства тренировать тело и воспитывать дух, ведь не каждый может выдерживать нагрузки.
– Девочки приходят заниматься балетом в 5 – 7 лет. Они еще ничего не умеют, их тело абсолютно непослушно, – говорит преподаватель классического танца ДШИ №1 Любовь Смирнова. – Приходится буквально вставать на колени, чтобы ставить им ножку. Но вот постепенно тело приобретает гибкость, оно начинает слышать музыку, двигаться, держать спину. И как бывает отрадно, когда появляется красивое движение рук!
Легкость и красота – на сцене. Слезы, синяки, боль от ушибов, усталость остаются за кулисами. Только педагоги и родители знают, каких трудов стоит отточенность движений. Велика поддержка родителей, когда приходится изыскивать средства, чтобы отправить детей на фестиваль или конкурс, когда надо постоянно покупать балетные тапочки, которые очень быстро снашиваются, да и пуанты недешевы, когда перед выступлением, буквально ночью, пришиваются пайетки к костюму.
Двери открыты для всех, но все­таки для занятий балетом нужны физические данные – выворотность ноги, гибкость, музыкальный слух. И талант тоже. Солистка «Dance­Capella» Вера Федотовская рождена для танцев. Но даже таланта и природных данных мало, надо еще иметь желание танцевать, упорство, трудолюбие. У кого этого нет – те уходят, остаются работоспособные.

Педагог от Бога
Любовь Смирнова преподает классический танец на хореографическом отделении более 30 лет. Педагог от Бога – говорят о ней. Ученики ее боготворят. Человек неукротимой энергии и сильной воли, Смирнова создала отлаженную, четкую систему обучения классической хореографии. Она считает, что воспитание на классике является благодатным для детей. Ведь классическая гармония – это своеобразный щит от пошлости, безвкусицы, бездуховности.
Первый ансамбль, созданный в школе Любовью Николаевной, назывался «Арабеск». Затем появился «Букет», репертуар которого составляли разножанровые танцы. В 2004 году юных танцовщиц увидела приехавшая к нам из французского города Пуатье, побратима Ярославля, руководитель студии танца Кристин Паско и пригласила их в гости. И вот маленькие еще тогда танцовщицы «Букета» отправились в Европу на автобусе. В результате появились совместные проекты, которые успешно реализовывались и во Франции, и в России. Потом, когда дети выросли, окончили школу искусств и образовали ансамбль «Dance­Capella», они еще раз ездили во Францию и встречались с Кристин Паско. Это была незабываемая поездка. В Париже ярославны посетили театр Гранд Опера, центр хореографического искусства Академии танца – место, где зародился европейский классический балет, встречались с графом Петром Шереметевым.

Хранители классики
В нынешний День города на стадионе «Спартаковец» танцовщицы «Dance­Capella» выступали в новеньких балетных пачках. Это подарок от управления культуры мэрии. Вообще, костюмам в ансамбле уделяется большое внимание.
– Когда мы ездили в Испанию с нашими юными художниками, увидели в магазине народные испанские костюмы, – рассказывает заместитель директора по внешкольной работе ДШИ №1 Надежда Малыгина. – Нам как раз нужны были такие для «Щелкунчика». Разумеется, мы их купили.
Любовь Смирнова заказывала костюмы в мастерских Большого театра и Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича­Данченко. Красивые, эффектные сценические наряды – почти половина успеха. На всех показах, конкурсах, фестивалях обязательно обращают внимание, как одеты танцоры. Кстати, «Dance­Capella» – один из немногих ансамблей, танцующих в балетных пачках и классических платьях, «шопенках».
– Мы белые вороны, – говорит Любовь Смирнова. – Сегодня на фестивалях и конкурсах коллективы представляют в основном различные танцевальные стили современной хореографии. Но мы будем продолжать танцевать классику!
В репертуаре ансамбля есть фрагменты из классических балетов «Пахита», «Жизель», «Коппелия». А «Дивертисмент» из балета Петра Чайковского «Щелкунчик» «Dance­Capella» танцует в хореографии Мариуса Петипа. «Дивертисмент» – это праздничная вереница характерных танцев. Темпераментный испанский «Шоколад» и томный арабский «Восток» исполняет группа танцовщиц. А вот китайский «Чай» исполняет одна танцовщица – «фарфоровая статуэтка» Настя Макеева придала экзотический аромат танцу. В исполнении Дарьи Вагановой русский танец «Трепак» получился задорным, жизнерадостным, с русской удалью. Прозрачная, чарующая музыка, грациозные движения феи Драже – Веры Федотовской – завораживают.
А как романтичны танцующие в воздушных платьях сильфиды из «Шопенианы»!

Вольнодумный хореограф
Но наряду с «белым балетом» танцовщицам не чужда и современная хореография. Освободившись от глянца классики – пуантов, корсетов и пачек, они босиком и в легких хитонах переходят на стиль модерн. И это тоже очень красиво. Телесная графика модерна в соединении с музыкой составляет удивительную гармонию. Модерн­танец не похож ни на классический балет, ни на бальные танцы. Но в нем есть своя прелесть, энергетика, чувственность.
В «Dance­Capella» танцы в стиле модерн ставит Мария Драбовская. Ученица Любови Смирновой, затем воспитанница отделения хореографии Пермского института культуры, она много взяла от своего учителя, патриарха современного танца в России, лауреата премии имени Федора Волкова­2001 Евгения Панфилова. Это тот самый хореограф, который создал в Перми «Балет толстых», поражал своей творческой фантазией, был возмутителем спокойствия, опровергая каноны.
С классическим и модернистским багажом Мария вернулась в Ярославль и пришла преподавать в родную школу искусств. А с 2007 года, когда из выпускниц хореографического отделения образовался ансамбль «Dance­Capella», она стала работать с этим коллективом. Разработав свой стиль на основе модерна, Мария умело соединяет его с классикой. Яркий пример тому – хореографическая композиция «Тонкая нить», где во фрагменте из «Шопенианы» появляются элементы модерна. Драбовскую за ее модернистские постановки называют вольнодумным хореографом. В ее творчестве удивительным образом переплетаются глянец классики, лирика, утонченный психологизм и дерзкий эксперимент.
С особой тщательностью Мария Драбовская подходит к выбору музыки. Казалось бы, «Вариации на тему Паганини» Сергея Рахманинова не танцевальная музыка, но Драбовская сумела и под нее сделать танец. Музыка в танце, по ее словам, это и пища, и вода, и воздух. В этом году Мария создала новый номер «Притча об ангелах» – нежную романтическую композицию, посвященную памяти известного хореографа Юрия Громова, не раз бывавшего на конкурсах в Ярославле.
Молодой талантливый педагог с современным мышлением, она еще пишет философские стихи, является создателем театра танца «Граффити».

С мечтами о школе
Любовь Смирнова и Мария Драбовская успешно претворяют в жизнь симбиоз классики и модерна. Они учат своих воспитанниц танцевать с душой, настроением, выражать в танце идею, мысль, содержание. Чуткий и внимательный педагог, Любовь Николаевна способна разглядеть в подающей надежды ученице будущую профессиональную балерину. Таковыми стали ее дочь Елена, танцующая в московском театре «Гжель», и Светлана Романова – танцовщица театра «Кремлевский балет». Андрис Лиепа однажды написал на театральной программке: «Уважаемая Любовь Николаевна, спасибо вам за Свету Романову».
А Веру Федотовскую пригласили в театр «Кострома­балет».
Заслуженная артистка балета Карелии Наталья Волохович, еще одна ученица Смирновой, сейчас работает в нашем театральном институте. Именно она поставила для «Dance­Capella» «Дивертисмент» из балета «Щелкунчик». А те выпускницы, для которых балет не стал профессией, сохраняют любовь к танцам на всю жизнь.
Любовь Смирнова мечтает о создании в нашем городе хореографической школы, ведь есть педагоги, наработанный опыт, программы. Может быть, ее можно будет открыть в строящемся храме искусств – культурно­зрелищном центре?

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама