07:46
среда,
23 октября 2024 г.
7.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
21 декабря 2016

Дзержинские ярмарки: точка невозврата?!

Новая команда мэрии  Ярославля пришла к весьма разумному, с точки зрения и предпринимательского сообщества, и простых ярославцев, решению:  отказаться  от продажи муниципальных рынков. Объединить рынки и ярмарки в одну муниципальную структуру, которая в идеале должна приносить прибыль и пополнять городской бюджет. Слабым звеном могут оказаться дзержинские ярмарки, где сложилась очень непростая ситуация, в которой попытался разобраться наш корреспондент.

Работа у нас такая…

Три дзержинские ярмарки – «Пионерская», «Виктория» и «Невская» – объединены в муниципальное предприятие «Ярмарки Дзержинского района».

К приходу корреспондента «Городских новостей» на ярмарке «Виктория» почистили дырявую крышу туалета и убрали с пола полные воды тазики. Туалет здесь единственное место, где простой люд может погреться, и администрация справедливо решила показать товар лицом. Но я об этом не знала и вместо посещения «центра» ярмарки встала на колени и начала вползать в магазин «Радиотовары»: другого способа попасть в ободранный железный павильончик, сделанный в конце 90-х, просто нет. Объемный пуховик тормозил движение и заставлял переживать ощущения Винни-Пуха, протискивающегося в узкую кроличью нору. К слову, все предприниматели «Виктории» входят в свои магазинчики и ларечки примерно таким же образом.

– Вы всего час на рынке и уже позеленели от холода! – Максим Диканенко, доверенное лицо предпринимателя Юлии Сорокиной, встретил меня, сидя на единственном в павильоне древнем стуле.

В павильоне почти такой же уличный холод. Обогреватель Максим включает редко, это дорого – дополнительная тысяча рублей в месяц, уменьшающая и без того скромный предпринимательский доход. Но Максим умеет одеваться тепло и почти не мерзнет. А когда ситуация близка к отчаянной, пьет горячий чай или навещает «центр» ярмарки. Бесплатно. А вот с продающих плоды собственных огородных трудов пенсионеров недавно чуть было не стали собирать по 10 рублей за вход… потому что по распоряжению мэрии с пенсионеров запретили брать местовые. А это 34 рубля в день или 12 тысяч в месяц с ярмарки. Администрация потери подсчитала и решила компенсировать их своеобразно. Максим Диканенко «туалетную» хитрость администрации пресек – как только обнаружил, нажаловался в мэрию. Но и пенсионеры «подлянку» запомнили. На Лидии Алексеевне, торгующей на улице своими кабачками и яблоками, четыре пальто, но женщина все равно мерзнет и частенько наведывается в дамскую комнату.

– В день раза четыре сбегаешь, и получается дороже местового! – возмущается пенсионерка.

Кроме холода предпринимателей тревожит полное отсутствие социальной защиты – нет оплаченных отпусков, выходных и больничных. И все это на фоне постоянно падающих доходов. Многие едва сводят концы с концами.

– Сегодня ничего не наторговали: в мороз люди не идут, – жалуются две женщины, продающие на «Виктории» сумки. – А 150 рэ местовых все равно заплати!

А еще предпринимателям не нравится отношение к ним руководства ярмарок. И это еще мягко сказано.

– Администрации мы не нужны, – уверена Ольга, торгующая на «Виктории» преотличными фруктами. – Однажды сломалась электропроводка, и от соседнего пустого ларька меня стало бить током. Я попросила починить. Администрация ничего не сделала. Тогда я пригрозила пожаловаться в прокуратуру. «Жалуйся, – сказали мне. – Быстрее вылетишь с рынка».

С ее мнением согласен и Максим Диканенко:

– Руководство ярмарок нам твердит, что мы неудачники, угрожает повышением местовых. Как же так можно работать?

Почему город терял ярмарки

Конфликт между администрацией и предпринимателями ярмарок возник не вчера, он был заложен еще в нулевые, когда ярмарки приносили городу доход. По словам предпринимателей, первый удар им был нанесен в 2004 году строительством торгово-сервисного центра на пересечении улиц Труфанова и Панина. Тогда ярмарки входили в МУП «Брагино», и руководил им Василий Ендальцев. На строительство торгового центра деньги собирали с предпринимателей. Минимальная ставка равнялась 650 тысячам рублей. Многие вложили в строительство миллионы. Всего собрали 90 миллионов рублей.

Строительство центра обещали закончить в 2006 году. Но на практике его тогда только начали, а в 2007-м из-за нехватки средств заморозили. Инвесторы стали забирать оставшиеся деньги. Хватило не всем. На 2008 год предпринимателям вернули всего 21 миллион 908 тысяч рублей. Остальные деньги растворились в карманах администрации, уверены предприниматели.

– С началом строительства директор МУП «Брагино» Василий Ендальцев зажил на широкую ногу, – утверждает Максим Диканенко, потерявший на недострое деньги на квартиру.

Каждый месяц сотрудники МУПа получали премии. В 2005 году Ендальцев купил джип Nissan-X-Trail (цена на тот момент 1 миллион 250 тысяч рублей), два кирпичных гаража, квартиру в Москве и стал интересоваться приобретением коттеджа у водоема.

Сейчас экс-директор на пенсии, предприниматели махнули рукой на потерянные деньги, но доверие к администрации так и не восстановилось. А потом посыпались новые удары. С 2012 года обанкротившееся МУП «Брагино» начало распродажу имущества, в котором был не только недостроенный торговый центр, но и земельные участки под ярмарками. Чтобы отстоять землю, предпринимателям пришлось немало потрудиться.

Следующий удар был нанесен по ярмарке «Невской». Ибрагимов Шафаат Аллахверди оглы, по-русски Саша, с тех пор как развалилось его главное место работы – завод «Холодмаш», 15 лет торгует на дзержинских ярмарках бытовой химией. Сейчас Шафаат стоит на «Невской» и шмыгает покрасневшим носом. Но мерзнуть ему, по всей видимости, осталось недолго. Полтора года назад земля под «Невской» переведена в зону жилой застройки и, как только появится инвестор, здесь вырастут дома. Ибрагимов убежден: землю переводили в жилую в интересах одной известной ярославской компании.

– Руководство ярмарок постоянно твердило, что «Невская» убыточна, – вспоминает он. – Нас поставили в известность, что поднимут арендную плату. Чтобы сохранить рабочие места, мы согласились. Если в «Виктории» аренда составляла
8 – 10 тысяч рублей, то у нас за павильон той же площади цена выросла до 16 тысяч. Но ярмарку это не спасло. Для многих, особенно тех, кто торговал одеждой, работа стала невыгодной, и они ушли в теплые торговые центры или вообще в никуда.

Планировалось отдать под строительство жилья и «Пионерскую» ярмарку. Но предприниматели «Пионерской» оказались очень сплоченными. Они собрали тысячу подписей, обратились в региональное отделение «Опоры России» и отстояли ярмарку на публичных слушаниях 4 августа 2015 года. Именно тогда вносились изменения в Генеральный план города.

У Шафаата Ибрагимова была еще одна торговая точка – на четвертой муниципальной ярмарке «Ярославич». «Ярославич» перестал принадлежать городу 31 августа этого года. Но избавиться от него пытались с 2014 года, когда ярмарки входили в МУП «Центральный рынок». Летом 2014-го предпринимателям под предлогом реконструкции Ленинградского проспекта пришли уведомления о досрочном расторжении договоров. Но реконструкция так и не наступила. Сейчас от «Ярославича» отказались из-за нерентабельности. Бывший директор брагинских ярмарок, ныне инженер МУП «Ярмарки Дзержинского района», а фактически заместитель директора Николай Подвальный говорит, что «Ярославич» давал ежемесячный убыток 150 тысяч рублей или 1,8 миллиона рублей в год.

Экономика недоверия

Бывший военный Николай Подвальный производит очень хорошее впечатление, но предприниматели ему не верят. Например, на уборку каждой из трех ярмарок тратится 75 тысяч рублей в месяц, всего 225 тысяч. Николай Подвальный утверждает, таковы расценки сторонней фирмы, осуществляющей уборку. А предприниматели убеждены, что здесь идет намеренное завышение расходов. Нехитрое расследование показывает, что правы скорее предприниматели. Аня, проработавшая два года уборщицей на «Невской» ярмарке, согласилась со мной поговорить. Она утверждает, что никакой аутсорсинговой фирмы не знает.

– На «Невской» нас было двое: я и очень исполнительная девушка с диагнозом по психическому заболеванию. Она и сейчас там работает. Платили нам по 8 тысяч рублей летом и по 10 зимой, – говорит она. – Трудились мы нелегально, и зарплату нам в конверте приносили. Я все спрашивала, когда же нас устроят официально. Ответом было: не нравится – найдем других.

Машины против людей

Еще большее ожесточение предпринимателей вызывают парковки на «Виктории» и «Невской». Николай Подвальный утверждает, что парковки позволили полупустым ярмаркам стать безубыточными. Предприниматели – что их при организации парковок согнали с мест и выдавили с рынков.

Маленькие стоянки на ярмарках были организованы еще предприимчивым Василием Ендальцевым. С 2015 года они заняли половину территории ярмарок: на «Виктории» – 2600, на «Невской» – 2326 квадратных метров. Для их организации был задействован Андрей Логинов, известный в предпринимательских кругах торговлей контрафактными компакт-дисками.

– За две парковки мы получаем 100 тысяч рублей аренды. Плюс Логинов взял на себя охрану и уборку ярмарок. Это экономия еще 320 тысяч рублей, – убеждает Николай Подвальный.

– Когда организовывались парковки, «Виктория» не должна была быть убыточной, – возражает Максим Диканенко. – Нас было еще много, и только за дополнительные конструкции вроде выносных решеток к павильонам, не считая основной аренды, предприниматели платили около 90 тысяч рублей в месяц. Это больше, чем 57 тысяч в месяц за парковку. Чтобы освободить места под машины, предпринимателей стали передвигать на другие места ярмарки. Покупатели их потеряли, торговля стала убыточной, и многие ушли с рынка.

Павильон ИП Сорокиной с насиженного места сниматься отказался и занял оборону.

– На нас началось давление, – рассказывает Максим Диканенко. – Чтобы покупатели не смогли к нам добраться, нам заварили калитку, а перед павильоном по вечерам отключали освещение. Но с начала этого года давление внезапно прекратилось.

Почему? Ответ нашелся в арбитражном суде Ярославской области. В конце 2015 года суд постановил расторгнуть договор на стоянки с ИП Андреем Логиновым досрочно. Площади ярмарок были сданы ему в субаренду, чего муниципальное предприятие делать не может. Однако решение суда проигнорировали. 5 февраля 2016 года договор с Логиновым перезаключили. Теперь Логинов оказывал ярмарке услуги «по предоставлению мест для организации гостевой парковки для посетителей и участников ярмарки, направленной на обеспечение деятельности ярмарки». Но если копнуть глубже, это та же сдача площадей в субаренду. Что же касается якобы гостей ярмарки, то парковка полупуста днем и заполнена по ночам. По моей просьбе Максим Диканенко подсчитал количество машин. В среднем 100 по 60 рублей в сутки за легковую. Значит, Андрей Логинов с муниципальных ярмарок должен иметь неплохой доход.

Возрождение возможно?

– Николай Петрович, возможно ли возродить дзержинские ярмарки? – спросила я у Подвального.

– Думаю, сделать это будет очень сложно. «Невская» и «Виктория» уже обречены. А «Пионерская», если ничего не делать, продержится еще года три.

Ярмарка «Пионерская» – фаворит гонки на выживание: там офис нынешней администрации. Для нее директорат еще пытается что-то сделать. Например, приглашает сюда предпринимателей с «Виктории» и «Невской». Но внятной концепции развития ярмарки у администрации обнаружить не удалось.

Намерение нынешнего руководства мэрии сделать все муниципальные рынки прибыльными вполне понятно и обоснованно, оно совпадает с желанием предпринимателей сохранить свою работу и наконец получать достойный доход. Здесь мэрия и предприниматели – соратники. Максим Диканенко уже собирает команду поддержки для встречи с главой города Владимиром Слепцовым. У предпринимателей есть свои предложения по развитию ярмарок. Но в первую очередь они будут просить снижения арендной платы, которая в 46 раз выше, чем у парковщика Андрея Логинова. А также возможной смены руководства ярмарок, которое, по мнению предпринимателей, за несколько лет фактически развалило работу. Сейчас, по подсчетам Диканенко, на «Виктории» осталось 7 действующих предпринимателей из 140. А по официальным данным, представляемым руководством ярмарок в мэрию, – 60. Возможно, завышены официальные цифры и по «Невской» – 32 и «Пионерской» – 98. С этим нужно как можно быстрее разобраться, чтобы не пропустить «точку невозврата», когда ярмарки возродить будет уже в принципе невозможно.

P.S. Пока материал готовился к печати, на рынках Ярославля произошли важные изменения. Исполняющий полномочия мэра Владимир Слепцов, будучи в гостях у редакции «Городских новостей», сообщил, что у муниципальных рынков поменялась дирекция. Новое руководство рынков делает ставку на привлечение непосредственно местных производителей товаров, а также ведутся переговоры о прямых поставках фруктов и овощей из Армениии и Дагестана. Это, по словам Владимира Витальевича, очень важно, так как исключает длинные цепочки промежуточных перекупщиков, а значит, снижает конечную цену товара. Дзержинские ярмарки закрываться не будут. Напротив, количество мест на них увеличится. Также в городе появятся другие постоянные ярмарки и ярмарки выходного дня. Основная их задача – поддерживать низкие цены на товары, а также продавать наиболее свежие и качественные продукты местных производителей. Для этого на ярмарках и рынках должны присутствовать непосредственно производители.

Однако существующие ярмарки должны стать цивилизованными, «местечковой деревни» быть не должно. Все старые железные павильоны будут убраны, будут организованы нормальная уборка мусора и охрана. И даже туалеты на ярмарках станут приличными.
Автор: Елена Солондаева
Фото Сергея Шубкина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать