Эй, ямщик, поворачивай к черту...
Ругать ярославские дороги можно бесконечно, но следует признать, что в последние годы работа по их ремонту и содержанию все же сдвинулась с мертвой точки.
И если в 2009 году ярославские дороги получили статус самых опасных транспортных магистралей России, то сейчас по уровню безопасности дорог Ярославская область находится во втором десятке среди более чем восьмидесяти регионов.
Тем не менее в нашем городе есть свои места «славы», в которых ДТП происходят особенно часто.
Место встречи изменить нельзя?
В качестве самых опасных знатоки ярославских дорог называют перекрестки проспекта Толбухина и улицы Большой Октябрьской, Ленинградского проспекта и улицы Урицкого, улицы Лисицына и Мышкинского проезда, а также Промышленное шоссе, проспект Фрунзе и Юго-Западную окружную дорогу. Опасность этих мест обусловлена не мистикой, а вполне реальными причинами – большое количество ДТП на означенных участках сегодня происходит из-за состояния дорожного полотна и особенно вследствие поведения самих участников дорожного движения: одни хотят проскочить в последние секунды перед красным, другие спешат тронуться, не дожидаясь зеленого...
Впрочем, даже сами светофоры могут порой играть провокационную роль. Например, ничем, казалось бы, не примечательный перекресток улицы Лисицына и Мышкинского проезда таит в себе загадку покруче Бермудского треугольника. Вот уже много лет по неустановленной причине светофоры здесь переключаются несинхронно. Когда на одном направлении движения уже загорается красный сигнал, на встречном еще горит зеленый. И водители, жаждущие завершить левый поворот, увидев красный на своем направлении, смело выезжают прямо под летящие автомобили. При этом формально нарушений в работе светофоров нет, а вот регулярные ДТП – факт.
Яма, канава, ДТП
Что касается самих дорог, наибольшие претензии специалисты дорожного надзора отдела ГИБДД Ярославля предъявляют, пожалуй, к Промышленному шоссе. Здесь много ям и колдобин, но зато нет уличного освещения. Да и в светлое время организовать поток автомобилистов на этой дороге довольно сложно, ведь разметка, держится на поверхности шоссе от силы пару месяцев в году: то ли смывается дождями, то ли стирается колесами. А денег на современную, к примеру пластиковую, разметку пока не находится.
По словам сотрудников ГИБДД, в лидерах по количеству ям всегда была Юго-Западная окружная дорога С нетерпением ждет запланированного на следующий год ремонта и проспект Ленина.
Наряду с улицами Гагарина, Павлова, Тутаевским шоссе и Республиканским проездом (бывшей окружной моторного завода) портит наши машины неприкаянная бесхозная дорога, уже два года как включенная в границы города Ярославля, но так и не принятая на муниципальный баланс, — участок от Костромского шоссе до улицы Калинина. Хотя, говорят, проектная документация на нее уже готовится.
Выше, круче, быстрее
Заслуженной «славой» в Ярославле пользуются путепровод на проспекте Октября, Заволжский мост и проспект Фрунзе. Конечно, аварии здесь происходят не каждый день, но уж если случаются — мало не покажется.
Склонные к мистике люди утверждают, что помимо давно высушенных болот искусственные туннели, путепроводы и котлованы тоже могут играть роль своеобразных усилителей далеко не безобидных природных излучений. И когда через такое место проходит тот или иной участок шоссе, он, как правило, отличается повышенной аварийностью.
Однако есть и более земное объяснение повышенной аварийности на виадуках, эстакадах и мостах в осенне-зимний период. И знают его практически все, кто когда-либо водил автомобиль. Дело в том, что это открытые места, особенно подверженные образованию наледи — тонкой ледяной пленки, на которой автомобиль теряет сцепление с дорогой, а значит, становится неуправляемым. И сколько бы ни говорили водителям: выезжая на открытое место, сбросьте скорость и будьте особенно внимательны, – лихачат.
По той же причине – несоблюдение скоростного режима – постоянно бьются машины на «змейке» у «Метро» на проспекте Фрунзе. И чего ведь только не придумывают участники аварий – то дорожники полили асфальт не тем «рассолом», то снег какой-то особенный выпал. Словом, упорно не обращают внимания на знак, ограничивающий скорость до 40 км в час, бьются и ругают кого-то, но только не себя.
Промоины на Божедомке
Есть в Ярославле и по-настоящему мистический перекресток. Известно, что гиблые места довольно часто фиксируются там, где дорога проходит по территории бывших кладбищ. Особенно «хороша» в этом отношении улица Лисицына – в частности, ее отрезок от Салтыкова-Щедрина до Свободы.
Это место – в районе современных улиц Свободы, Лисицына и Рыбинской, где стоит церковь Владимирской иконы Божией Матери, раньше называлось Божедомка. В XVIII веке здесь была окраина города.
Именно сюда, на Божедомку, со всего города свозили трупы самоубийц, воров, насильников и бездомных. Всех их складывали в общую яму лицом вниз и слегка присыпали известью. Могилу засыпали только перед Троицей. Самоубийц можно было хоронить лишь раз в году, в Духов день, который и шел за Троицей. А потом рядом копали следующую…
Не далее как в середине мая все на той же Божедомке прямо под внедорожником провалился асфальт и образовалась огромная яма площадью почти 4 квадратных метра. ЧП тогда произошло по вине бесхозной ливневой канализации, вода из которой подмыла грунт. Пролом оперативно заделали, но уже в середине июля история в точности повторилась.
Хотя опять-таки есть другое – более рациональное – объяснение провалов, которое дает нам Википедия. Дело в том, что как раз в этом месте, по современной улице Лисицына (бывшей Мышкинской), пролегало русло Колобина ручья, или Колодина великого протока, который был когда-то левым притоком Которосли. Так что грунт под нынешней улицей Лисицына устойчивым и надежным точно не назовешь.
Впрочем, как отметили специалисты отдела дорожного надзора, недавно улицу все же привели в порядок. Остается надеяться, что мастерство ярославских дорожников перевесит и мистику Божедомки, и упорство исчезнувшего ручья, и даже халатность коммунальных служб, отвечающих за ливневку.
Парит, однако…
Именно с ливневкой связаны «чудеса» еще на одной улице Ярославля — Красноборской. Эта улица удивительна тем, что из люков в любую погоду круглогодично идет пар. Сначала сие любопытное явление было замечено неподалеку от кафе «Шишка», но этой осенью пар идет почти по всей протяженности дороги.
Что это значит? Скорее всего, там, глубоко под асфальтом, горячая вода из теплотрассы, вырываясь через дыры из тесной трубы, изливается в ливневую канализацию, а затем в Волгу. Но – и это уже страшно – на дороге размывает грунт. И вполне возможно, что у нас под ногами находятся «пещеры», наполненные горячей водой. Не дай бог, кто-то провалится в эту кипящую ванну. А это может быть и машина, летящая по дороге, и случайный пеше-
ход...
Комментарии