13:20
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 июля 2012

Еще мы помним школьные экзамены…

Результаты ЕГЭ-2012 не слишком порадовали некоторых выпускников, их родителей и педагогов. Меж тем уже в ближайшем будущем процедура проведения единого государственного экзамена вновь изменится, а степень востребованности услуг репетиторов при подготовке школьников к ЕГЭ, скорее всего, возрастет.

Самый главный балл
На днях глава Рособрнадзора Любовь Глебова выступила с инициативой изменить порядок приема в вузы, она предлагает результат ЕГЭ по профильному предмету оценивать выше, чем результаты остальных экзаменов. Предложение логичное, но только в том случае, если понятие «средний балл» будет отменено как таковое.
Дело в том, что сегодня при поступлении, например, в технический вуз суммируются все набранные вчерашним школьником экзаменационные баллы, и нередко человек, поступающий на строительный факультет, получает преимущество лишь потому, что у него выше оценка по русскому языку. Но, согласитесь, для строителя это уж точно не профильный предмет.
В ряде учебных заведений страны с этим явлением пытались бороться самостоятельно, объявляя заранее о профильных дисциплинах, однако широкого распространения подобная практика не получила. Сегодня чиновники Минобразования предлагают вводить специальные коэффициенты при подсчете итогового балла, позволяющие учитывать, насколько успешно были сданы именно профильные дисциплины. Будет ли одобрена эта инициатива, покажет время.

Русский в плюсе, математика в минусе
Что до нынешних результатов ЕГЭ, то они не порадовали многих выпускников ярославских школ. И хотя нашим школьникам удалось получить высокие баллы по информатике и русскому языку, итоговую статистику подпортила математика.
– Задания по математике были очень сложными, – говорит заместитель директора департамента образования мэрии Ярославля Елена Иванова. – Отсюда и такой результат, но тем не менее оценки наших выпускников в среднем выше, чем в районах области и во многих других российских регионах.
Средний балл по математике по Ярославскому региону составил 45,5, в то время как в Ярославле он – 46,9. «Двойку» по этой дисциплине в области получили без малого пятьсот учащихся – почти восемь процентов. А вот 100 баллов по математике удалось набрать лишь одному человеку – выпускнице ярославской гимназии №2 Ксении Лагутиной.
К слову, это учебное заведение в нынешнем году показало очень неплохие результаты. Его воспитанники отличились не только благодаря математике, трое получили высший балл по русскому языку и один – по информатике. По-­прежнему лидерские позиции сохраняют школы №43, 42, 33, 58, 49, гимназия №1. Но окончательный рейтинг школ по результатам ЕГЭ будет обнародован региональным департаментом образования осенью.
Сегодня же можно сказать наверняка, что ярославские выпускники­2012 сильны в информатике, средний балл 73,1 говорит сам за себя. При этом заметим, что 12 ребят набрали более 95 баллов, а 6 – все 100. Неплохо нынче справились выпускники и с тестами по иностранному языку, правда, немецкий и французский в Ярославле в общей сложности сдавали всего 30 человек, но средний балл – около 73 – впечатляет. С английским хуже. Его сдавали 264 школьника, двое набрали более 95 баллов, в итоге средний результат – 63,1 балла. Другие дисциплины – биологию, химию и историю – выпускники сдали в общем-­то неплохо. Так, из 349 человек, сдававших химию, 5 получили более 95 баллов, средний же балл по этому предмету – 59. С историей дела обстоят так: сдавали этот предмет 638 человек, средний балл – 54,7, но зато 11 выпускников набрали более 95 баллов, а двое – 100.

Репетитор в помощь
Сегодня точных данных о том, сколько процентов учащихся при подготовке к ЕГЭ прибегают к услугам репетиторов, не назовет никто. Социологи исследований по данной теме не проводят, а официальной статистики, понятное дело, нет. И тем не менее агентство «РИА Новости», проведя свой опрос среди родителей на тему, как нынешние школьники готовятся к сдаче ЕГЭ, выяснили – без репетиторов в этом деле никак не обойтись. Об этом им заявило подавляющее большинство опрошенных. И Ярославль в этом плане не исключение.
– Я готовилась поступать на юридический факультет ЯрГУ, – говорит Полина Мартынова, выпускница одной из брагинских школ. – Мама мне предложила заниматься с репетиторами по истории и математике, а обществознание и русский язык «подтягивать» на специально организованных в вузе курсах. Обучение на курсах обошлось нашей семье в 25 тысяч рублей, каждое занятие с репетитором (я занималась два раза в неделю) стоило 500 рублей, так что плюсуйте к вышеназванной сумме еще 35 тысяч. А вот мои результаты ЕГЭ: русский язык – 66 баллов, обществознание – 68. По истории я получила 72 балла и математику сдала тоже в общем­-то неплохо. Я могу сказать прямо – занятия с репетиторами более эффективны. И так думаю не только я, у нас в классе больше половины ребят занимались по индивидуальным программам и в результате об этом не пожалели. На бюджетное отделение юрфака ЯрГУ мне поступить вряд ли удастся, но, надеюсь, в педагогический вуз я попаду.

Чтобы учиться на бюджете
И действительно, в последние годы все больше родителей нанимают репетиторов, чтобы подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ.
– Мы с мужем люди небогатые, – рассказывает Татьяна Соснина. – Когда школу заканчивал старший сын, мы на семейном совете решили, что Андрей отнесет документы в техникум, его оценки на вуз не тянули. В итоге он выбрал себе интересную специальность – дизайнера, его работа связана со знанием компьютера. Дальше получилось вообще здорово – Андрей настолько увлекся новым делом, что стал очень хорошо учиться. Окончив техникум и получив красный диплом, он пошел работать в одну из фирм и одновременно поступил сразу на третий курс на вечернее отделение вуза.
А вот дочка в школе училась хорошо, и мы решили, что ей надо сразу идти в институт. У дочери способности к математике, поэтому и вуз выбрали соответствующий. С репетиторами занимались полтора года. Нам эти занятия в общей сложности обошлись в 150 тысяч рублей. Но если учитывать, что платное годовое обучение по выбранной ею специальности сегодня стоит 117 тысяч, а учиться надо пять лет, получается, это выгодное вложение.
Экзамены дочка сдала хорошо, набрала в итоге 238 баллов, думаю, этого хватит, чтобы она стала студенткой бюджетного отделения вуза.

Кто пойдет в десятый?
Вообще­то подобный способ подготовки к поступлению в институт или университет – исключительно российское ноу­-хау. В большинстве европейских стран выпускники школ, лицеев и колледжей поступают в вузы сами, без чьей­-либо помощи.
– Наши ярославские выпускники тоже могли бы показывать более высокие результаты, – считает Сергей Терех, директор департамента образования мэрии Ярославля. – Но сегодня мы зачастую в десятые классы принимаем ребят, которые решили продолжить обучение в школе просто потому, что еще не знают, чем им заниматься дальше. Это неправильно, в старших классах должны учиться только те, кто планирует поступать в вуз.

Все в руках родителей
Усвоить программу 10 – 11 классов и в самом деле по силам далеко не каждому ребенку. А значит, еще в среднем звене ему надо помочь сделать профессиональный выбор. И вот тут­то возникает проблема – проф­ориентацией у нас сегодня мало кто занимается: предприятиям это не нужно, вчерашним профтехучилищам и техникумам, ныне именуемым НПО и СПО, похоже, тоже.
Чтобы хоть как­-то поправить положение, было решено установить некий образовательный стандарт в виде минимального балла по результатам ЕГЭ. Преодолел его – получи аттестат, а если повезет – и в вуз поступишь. Правда, гарантии того, что ты там сможешь учиться, никто не даст. Вот лишь один пример. В минувшем году на ряд отделений факультетов ЯГТУ можно было поступить, имея итоговый запас прочности в сто баллов. Но после первого семестра многие из новоявленных студентов почувствовали, что дальше учиться по выбранной специальности они вряд ли смогут.
Какой же из всего вышесказанного можно сделать вывод? Пожалуй, только один – родителям старшеклассников надо полностью брать инициативу в свои руки. Они должны и профориентацией своего чада заниматься, и стать ему наставником. И здесь главное – не тянуть до последнего, а задуматься о дальнейшей судьбе ребенка уже после окончания им восьмого класса.
По мнению многих психологов, в этом возрасте вполне можно определить и профессиональные наклонности человека, и его способность к дальнейшему обучению.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать