23:56
вторник,
23 апреля 2024 г.
9.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 мая 2011

Эти уроки детям не повредят

Моя внучка учится в третьем классе. Со следующего года в школе вводят новый урок «Основы религиозных культур и светской этики». Нам предложили написать заявления о согласии на изучение этого предмета. У меня к вам вопрос: обязательно ли детям ходить на этот урок? Зачем нужен такой предмет? Ведь в нашем классе учатся дети разных национальностей, и наверняка их родители не захотят, чтобы школьники посещали такой урок.

Анна Ивановна Громова, пенсионерка
Вопрос, как говорится, поставлен ребром. Итак, об обязательности посещения. Ответ однозначен: «Да». Но ведь бабушку волнует не только и не столько он. Ей, как и родителям внучки, надо понять главное: зачем нужна новая дисциплина, что она изучает, интересен ли предмет самим детям.
Для начала несколько слов об истории вопроса. Итак, новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» стартовал в ярославских школах, как и во всей России, в прошлом году. К тому времени были разработаны и специальные учебные пособия по этому предмету. О том, насколько они хорошо написаны, ведущие педагогические умы страны весьма ожесточенно спорят до сих пор. Однако как бы то ни было, процесс пошел.
Прошедшее осенью анкетирование показало, что почти половина школьников Ярославля изъявила желание изучать один из разделов курса «Основы светской этики», треть школяров и их родителей выбрали «Основы православной культуры», а двадцать процентов решили, что им необходимо узнать обо всех ведущих мировых религиозных учениях. Нашлись и желающие изучать мусульманскую и буддийскую культуры.

Андрей Сибриков, начальник департамента образования мэрии Ярославля, тогда пояснил родителям, что в пятом классе ребенок сможет поменять свое решение и выбрать другой раздел курса. И еще: никаких оценок по данному предмету никто ставить не будет, ведь этот курс предполагает скорее нравственное ориентирование подрастающего гражданина.
– На этих уроках мои ребята всегда активны, – говорит Светлана Хамайко, учитель 4 «В» класса школы №49, – они с удовольствием участвуют в дискуссиях по самым разным вопросам. На мой взгляд, говорить с детьми о том, что такое хорошо и что такое плохо сегодня, когда в некоторых семьях понятие морали, как бы это сказать помягче, несколько размыто, надо обязательно.
Сами ребята, когда мы спросили у них, о чем они говорят на таких уроках, отвечали не задумываясь.
– Мы говорим о добре и зле.
– Спорим о том, какой должна быть семья.
– Говорим, почему надо терпимо относиться ко всем людям.
– А еще почему надо уметь прощать.
– И что значит быть справедливым…
Член городской Общественной палаты Татьяна Злотникова, профессор кафедры культурологи и журналистики ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки РФ, тоже считает, что уроки светской этики нашим детям не повредят. По ее мнению, в последние годы в российской школе наметился перекос в сторону схематизации.
– Это неправильно, – говорит профессор, – ведь исторически отечественное образование было основано на принципах гуманизма. – К сожалению, у нас сегодня недостаточно внимания уделяется изучению гуманитарных дисциплин, поэтому новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» хотя бы частично поможет восполнить образовавшийся пробел. По большому счету все зависит от того, кто и как будет преподавать новую дисциплину, но в том, что ребенка надо учить понимать живопись, музыку, литературу, у меня нет никаких сомнений. Что касается изучения основ православной религии, то разве она не часть нашей общенациональной культуры?
С этим утверждением согласен и протодиакон Андрей Кураев, богослов, известный ученый и публицист. Он один из авторов учебника по новому предмету. На вопрос, почему в школах вместо Христова учения преподается этика, миссионер ответил очень убедительно:
– А разве этика не часть Христова учения? Разве Христово учение аморально? Предлагать же детям курс догматики в таком возрасте было бы не очень умно…

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать