03:44
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 августа 2016

Города для пешеходов

Федеральные каналы на прошлой неделе отрапортовали – наконец-­то после ремонта открылась Тверская улица в столице. Реконструкцию первой очереди главной центральной магистрали столицы, упирающейся в Красную площадь, проектировали голландские специалисты. В следующем году, бодро сообщили столичные журналисты, реконструкция Тверской продолжится. Но не сказали о главном – работы будут выполнены по проекту ярославских архитекторов Александра Качалова и Сергея Фомина.

Свое дело

Проект реконструкции участка Тверской улицы – совместное «детище» архитекторов Александра Качалова и Сергея Фомина. Они окончили ЯГТУ по специальности архитектура в 2002 году. Работая почти тринадцать лет в ведущих архитектурных бюро Ярославля, архитекторы набрались опыта и получили право на утрату приставки «молодые». В 2015 году Александр и Сергей решили уйти в самостоятельное плавание – они создали свое архитектурное бюро.

У них небольшой офис, состоящий из одного кабинета, недалеко от центра Ярославля. На стенах – чертежи, проекты, эскизы. Интерьер – некий структурированный минимализм. Словом, рабочая обстановка людей, привыкших организовывать пространство.

– Мы узнали о конкурсе, который проводит консалтинговое бюро «Стрелка». Это бюро – стратегический консультант правительства Москвы по программе организации благоустройства улиц. Узнали, в общем-то, случайно, просто наткнулись на информацию в Интернете, – рассказывает Александр. – Некоторый опыт участия в различных конкурсах у нас уже был, иногда даже занимали призовые места. Ну и решили, почему бы не попробовать свои силы и здесь.

На подготовку проекта у архитекторов ушло около месяца. Они сделали эскизы, их обоснование. И стали ждать.

 Жюри за ярославцев

– На победу, собственно, и не рассчитывали. Ведь кто мы? По сути, пришли с улицы, просто подали документы на конкурс, и все. Каково же было удивление, когда мы узнали, что проект победил! – вспоминает Сергей.

На конкурс проектов по благоустройству второй очереди Тверской улицы, от Белорусского вокзала до Пушкинской площади, было направлено 46 работ из двадцати двух стран мира. Конкуренция серьезная. Достаточно сказать, что в этом конкурсе участвовали ведущие архитекторы Москвы и Европы. Но международное жюри отдало предпочтение ярославцам.

Реконструкцию первой очереди, ту самую, которую выполняли этим летом, проводили по проекту голландских архитекторов. И россияне это приняли без особого смущения – ведь считается, что все прогрессивные формы приходят оттуда, из-за бугра. Наверное, если бы и второй конкурс выиграли заграничные мастера, московская архитектурная общественность с этим примирилась бы. Так же как она бы примирилась, если бы победил проект столичных архитекторов. Но ярославцы? Которые просто нашли информацию в Интернете и прислали проект? Это немыслимо!

Александр и Сергей полагают, что победить им помог именно интернациональный состав жюри, которое возглавили голландцы. Они смотрели не на национальную принадлежность, не на регалии, не на столичные связи. А на сам проект и на то, как он будет стыковаться с первой очередью Тверской.

Спустя несколько дней после объявления официальных итогов конкурса Александр и Сергей презентовали свой проект в Москве. На мероприятии присутствовали градостроители, архитекторы, жители Тверской улицы. С одной стороны, они хотели, чтобы Тверская из просто транзитной магистрали превратилась в место для прогулок и отдыха. А с другой, желали сохранить тихий уголок Москвы, сделать эту улицу такой, какой она была в 60-х,
– с малым количеством транспорта, без суеты и громкой музыки.

Дружелюбная улица

Но как же видят ярославцы Тверскую улицу столицы?

– В условиях конкурса была поставлена задача сделать Тверскую улицу более дружелюбной, привлечь туда людей, – говорит Александр. – Что сейчас представляет собой Тверская улица? Это просто транзитная магистраль, по которой москвичи передвигаются из точки А в точку Б. Например, из дома на работу и обратно. На этой улице нет ничего, чтобы привлекало их внимание. В итоге она начала маргинализироваться: с нее уходят элитные магазины, их заменяют различные торговые точки среднего и ниже уровня. На улице стали появляться бомжи и прочие асоциальные элементы. И это в самом центре города, около Кремля! Надо было решить именно эту проблему, сделать так, чтобы улица стала привлекательна сама по себе для москвичей и гостей города.

В арсенале архитекторов такие средства нашлись. Прежде всего они решили сделать улицу для пешеходов.

– Представьте себе любой перекресток, – объясняет Сергей. – Что делает пешеход, которому нужно перейти дорогу? Он с тротуара шагает вниз, на проезжую часть, переходит ее и снова поднимается на тротуар. Конструкция мини-площадей убирает эту систему «верх – низ», тротуары и проезжая часть оказываются на одном уровне. Это машины вынуждены будут въезжать на перекресток или съезжать с него. Разметка на проезжей части, конечно, сохранится, но она будет выполнена мощением дороги.

Тротуары будут состоять из трех частей: вдоль дороги протянется узкая часть «технического» тротуара. На ней установят фонари, а под ней проложат все коммуникации. В случае необходимости можно разобрать только эту техническую часть, и вот они, все провода и трубы, меняй что нужно. Вдоль домов будет устроена прифасадная полоса, а более широкую часть тротуара – от прифасадной до «технической» части – вымостят несколькими видами плитки разного размера.

Кроме того, архитекторы предусмотрели озеленение Тверской – спустя много лет на улицу вернутся деревья. Часть их будет высажена в грунт.

– Тверская на всем протяжении не имеет наземных переходов, есть только подземные, – продолжает Александр. – Меж тем современные тенденции в организации городского пространства предлагают отказ от подземных переходов. Загонять людей под землю неправильно. Конечно, убирать существующие подземные пешеходные переходы экономически нецелесообразно, поэтому мы предложили связать стороны улицы при помощи наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием.

Архитекторы уверены, что это отчасти решит проблему пробок в центре.
 

Ярославская Тверская

Облик улицы обуславливает ее уровень, статус, контингент. Так считают архитекторы. В свете этого высказывания, казалось бы, нет ничего плохого в большом количестве разномастных вывесок, наружной рекламы. Но…

– Посмотрите на нашу улицу Свободы, – говорит Александр. – По сути, она – ярославский вариант Тверской: тоже прямая магистраль, примыкающая к центральной части города. Но кому-нибудь придет в голову по ней просто прогуливаться? Вряд ли, даже несмотря на то, что она соединяет несколько значимых площадей – Юности с его театром, Труда с цирком и так далее. На этой улице нет ничего, что могло бы привлечь ярославцев, – ни удобных тротуаров, ни зелени. Даже приличные заведения уступают место тем, что попроще. Мало того, что тротуары заужены, так еще и магазины выставляют рекламные штендеры! Обходи их как хочешь! Вот люди и не идут на улицу Свободы без лишней необходимости. Зато обратите внимание, сколько там асоциальных элементов!

– А решить проблему несложно – достаточно навести чистоту, сделать широкие тротуары, удобные для пешеходов, – рассуждают архитекторы. – И тогда само собой наступит оздоровление улицы. Она станет удобней для пешеходов, и вместо дешевых забегаловок и рюмочных-распивочных появятся кафе, рестораны и магазины.

Это будет стимулировать малый бизнес и способствовать развитию города в целом.
Автор: Ольга Скробина
ФОТО Ирины ШТОЛЬБА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать