16:42
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.07
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
31 августа 2010

Интернет пришел в автобус

Любое передвижение ярославского транспорта можно будет наблюдать через Интернет в режиме реального времени.

Сотовый для маршрутки
Весь парк ярославских маршруток оборудован новой навигационной системой. На машине установлен специальный прибор, который по сотовой связи передает сигнал со своими координатами на сервер. Все это обрабатывается в режиме реального времени, и любой человек в Интернете может посмотреть на электронной карте, где находится автобус.
– Все началось в 2000 году, когда специалисты поняли, что система контроля за общественным транспортом дает серьезные сбои и ее пора менять. Тогда в контрольных точках установили табло. На них появлялись цифры, которые менялись каждую минуту. Водители подъезжали к контрольным точкам и записывали горящие на табло цифры. Затем отдавали свои записи в диспетчерскую. Диспетчеры сверяли показания и видели, в какое время та или иная машина была на точке измерения. Но водители забывали отмечаться, путались в цифрах, – говорит директор МУП «Яргортранс» Анатолий Суриков. – Неудобство, короче, полное. Также был этап, когда на столбы вешали специальные радиопередающие устройства. Шоферы должны были подъехать к ним, включить радиопередатчик в кабине и установить контакт с диспетчером. Тоже не самый лучший вариант. И только в 2002 году нашли более простое решение. По городу разместили 56 радиофицированных точек. Автобусы тоже оснастили радиоприборами. Теперь, когда машина проезжает мимо контрольной точки, происходит радиоконтакт и отмечается время прохождения транспорта. Просто и удобно.
Фактор человеческой ошибки был сведен к минимуму, водители сразу поняли, что отныне они находятся под пристальным вниманием диспетчеров.
Через четыре года изготовители микросхем для радионавигаторов предупредили ярославцев, что платы устаревают и завод сворачивает их производство. «Яргортранс» понял, что в один далеко не прекрасный момент радиосистема выйдет из строя, а заменить ее будет нечем. И тогда решили перейти на навигаторы с сотовой связью. В 2010 году транспортники получили полноценную сдублированную систему, и автобусы, троллейбусы, трамваи стали постепенно переходить на сотовые приборы «Навигатор­02» , «Навигатор­04» и «Навигатор­07».

Нам карту не надо, таблицу давай
Представлялось, что в зале единой диспетчерской службы, которая отслеживает перемещение всего общественного транспорта, операторы должны сидеть за огромными мониторами и отслеживать, как по карте города передвигаются символизирующие транспорт квадратики.
– Карта – это для «чайников»! Нам таблица нужна, – говорит главный диспетчер единой диспетчерской службы «Яргортранса» Ольга Вашак.
Действительно, на каждого оператора приходится 70 – 80 машин, и уследить за ними на карте – ста глаз будет мало. А уж понять, правильно машины движутся или нет, и вовсе невозможно. Поэтому все маршруты отображены в сухих цифрах в табличных столбиках. И номер контрольного пункта, и время прибытия, и время расхождения с расписанием. Если машина приходит не по расписанию, то сразу вся строка начинает гореть голубоватым или зеленоватым светом. А сбоку появляются цифры: «­2», к примеру, означает, что контрольная точка пройдена с двухминутным опозданием. Обычно двух­, трехминутное опоздание или опережение – это в пределах нормы, и диспетчеры даже не тревожатся по этому поводу. Если же отставание больше, с водителем связываются по радиосвязи и предупреждают, что он выбивается из графика.
В диспетчерской находится два огромных монитора, на которые передается изображение с 20­ти камер. Выделяешь нужное и увеличиваешь на весь экран. Эти данные позволяют оперативно регулировать движение. Например, увидели диспетчеры, что где­нибудь в районе проспекта Ленина возникла большая пробка, – и могут дать команду водителям троллейбусов развернуться на Красной площади.

Удобство – двигатель прогресса
Сотовые навигаторы дают новые возможности. Благодаря им можно определять точное местонахождение автобуса в любое время и в любой точке города. Но пока ярославские автотранспортные предприятия модернизируются медленно. Из 360 машин обзавелись сотовыми навигаторами только 60. Зато уже сейчас «Яргортранс» предлагает очень удобные сервисные услуги. Можно выйти с сотового телефона на сайт yartr.ru, выбрать интересующую тебя остановку и увидеть время прихода ближайших трех автобусов. Причем их расписание меняется в реальном времени. Если автобус опаздывает, то меняется и время его прихода. Если сломался и сошел с линии, то время его прибытия вообще не показывается на экране мобильного телефона.
Однако не каждый ярославец имеет на своем телефоне выход в Интернет, многим это не нужно или же не по карману. Для таких людей можно было бы установить на остановках информационные табло. Пока это сделали только на Богоявленской площади.
Настоящую революцию в управлении автотранспортом могут совершить частные перевозчики. Из 550 маршруток 500 уже оснащены сотовыми навигаторами – возможность наблюдать за ними через Интернет получили владельцы машин. Им ведь очень важно вживую видеть, как движется маршрутка. Хотя бы потому, что некоторые автобусы могут уходить с маршрута, выполняя «левые» заказы.
...Когда ярославцы начинали заниматься новой навигационной системой, то были вторыми в России после москвичей. Но Москва — это Москва, а в Ярославль поехали транспортники из всех регионов, чтобы опыт перенять.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать