14:22
суббота,
14 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 марта 2013

Как пройти на ипотеку?

СЕГОДНЯ В ЯРОСЛАВЛЕ НИ ПЕДАГОГИ, НИ МЕДИКИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИМЕЮТ ШАНСОВ ПОЛУЧИТЬ КРЕДИТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ


В нашем регионе сложилась показательная ситуация – реализация программы поддержки ипотечного кредитования педагогов, медиков, муниципальных и государственных служащих буксует именно там, где она более всего необходима. А именно – в областном центре.

Банки предпочитают платежеспособных
   В 2012 году в рамках региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области на 2011 – 2015 годы» выдано 53 миллиона рублей жилищных субсидий. В собственность гражданами приобретено 4257,4 квадратного метра жилья. Это, конечно, немного, и все-таки указанные метры – первая ласточка подпрограммы «Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования».
   Однако в рамках совещания с представителями муниципальных образований, которое состоялось 21 февраля в правительстве Ярославской области, выяснилось, что птичка эта пока «хромает на одно крыло». Во-первых, далеко не все территории принимают участие в реализации подпрограммы – в 2012 году в их число входили двенадцать муниципальных образований, на 2013-й такое намерение выразили четырнадцать. Во-вторых, основными получателями государственной помощи стали рыбинцы, ростовчане и жители Данилова.
   Тут-то и обнаружилось самое «узкое место» в реализации подпрограммы. Как известно, ипотека – дело обременительное. Банки предпочитают трижды проверить платежеспособность клиента, прежде чем доверить ему свои средства. Ни медики, ни педагоги к финансово преуспевающим слоям населения не относятся. В относительно крупных городах, где имеются укомплектованные школы, крупные больницы и масштабные государственные учреждения, молодые сотрудники еще имеют какие-то шансы на участие в государственной программе поддержки ипотечного кредитования. Сельскому же учителю малокомплектной школы доказать свою платежеспособность на десяток лет вперед практически невозможно. Получается, что как раз самым малообеспеченным представителям бюджетной сферы попасть в эту подпрограмму невозможно.

Преодолеть первый барьер
   Почему же тогда самый большой город области – Ярославль – и вовсе не выбрал свою квоту? На прошлый год для реализации программы в регионе было выделено 25 миллионов 100 тысяч рублей. Реализовано 18 миллионов. Причитавшиеся областному центру 6 миллионов так и остались невостребованными.
   Основных причин тому две. Первая – огромный процент софинансирования, который не идет ни в какое сравнение с процентом для других муниципальных образований региона. Ярославлю в 2012-м предлагалось возмещать семьдесят один процент ежемесячных платежей по кредиту своих жителей, участвующих в областной подпрограмме. На 2013 год картина сохраняется приблизительно та же: в ответ на предполагаемые затраты области в размере 10 миллионов 13 тысяч рублей город должен вложить… четырнадцать миллионов четыреста сорок тысяч. Причем дело даже не в масштабах. Если Ярославль при всей остроте дефицита своего бюджета и сумеет отыскать средства, гарантии, что цель подпрограммы будет достигнута, все равно нет.
   – При тех ценах на новое жилье, что сегодня установились в Ярославле, сотруднику бюджетной сферы просто не пройти первый барьер – банковский, – пояснил ситуацию председатель городского комитета профсоюза работников образования Нариман Дженишаев.

Может, поедете за город?
   Заместитель директора департамента строительства Ярославской области Анна Огурцова, руководившая февральским совещанием, предложила ярославцам альтернативу: если жилье в черте города стоит неподъемно дорого, нужно выводить его за пределы Ярославля. К примеру, в Щедрино или в микрорайон «Зеленый бор», располагающийся также в черте Ярославского муниципального района. Идея в смысле удешевления ипотеки, может быть, и здравая, но в части межбюджетных отношений – весьма спорная, на что сразу же обратила внимание главный специалист отдела жилищной политики департамента организации строительства мэрии города Ярославля Ольга Трофимова.
   – С нашей стороны было бы экономически необоснованно брать на себя почти три четверти софинансирования этой подпрограммы, чтобы потом вкладывать эти деньги в развитие другого муниципального образования, – пояснила Ольга Юрьевна. – К тому же непонятно, как это сочетается с Бюджетным кодексом.
   Практически во всех центрах муниципальных образований (за исключением, может быть, Рыбинска) наличие жилья на окраине города – не так уж обременительно, поскольку большинство объектов находится в «шаговой» доступности. А вот ярославскому учителю добраться из Щедрино, допустим, в Ленинский район уже проблематично. Ему для этого нужен будет автомобиль, что подразумевает дополнительные затраты и ставит под сомнение возможность отработать ипотечный кредит…
Представители областной власти пообещали учесть специфику областного центра при дальнейшей реализации подпрограммы. При этом одних только работников сферы образования и здравоохранения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в нашем регионе более десяти тысяч. И тут, видимо, нужны радикальные меры. К примеру, такое повышение их жизненного уровня, которое обеспечило бы им свободное вхождение на рынок любого (в том числе и ипотечного) кредитования. Но это уже, судя по всему, забота не муниципалитетов и не регионов, а федерального центра.


 ЯЗЫКОМ ЦИФР

В Ярославской области в 2012 году благодаря жилищным субсидиям

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать