03:38
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 января 2014

Контрразведчик на службе в мэрии

На традиционное откровенное интервью под рубрикой  «За чашкой чая» «Городские новости» пригласили помощника мэра по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями Виктора Высоцкого. Наш герой большую часть жизни прослужил в КГБ – ФСБ, а потом стал заместителем директора театра. Сейчас работает в мэрии.

– Виктор Сергеевич, расскажите о себе. Где родились, учились и как дошли до службы военной?
– Родился я в поселке Кромы, что недалеко от Орла. Отец военный, у меня в роду все военные или медики. Я чекист в третьем поколении: дед в СМЕРШе работал, отец в военной контрразведке и я тоже. Поступил в Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище ПВО. Окончил в 1981 году и отправился служить под Воронеж в 108-й зенитно-ракетный полк. Наш дивизион прикрывал Нововоронежскую атомную электростанцию. В 1983 году я был зачислен в штат КГБ и направлен для учебы на высшие курсы военной контрразведки, которые окончил в 1984 году.

– Как складывалась ваша карьера контрразведчика?
– Два года я прослужил в Белгороде, затем два с половиной в Афганистане. И затем в 1988 году приехал в Туношну, где проработал старшим оперуполномоченным в истребительном авиационном полку до 1993 года. В сентябре 1994-го наш полк расформировали, и меня перекинули служить в зенитно-ракетное училище. Потом я стал заместителем начальника отдела военной контрразведки третьей дивизии ПВО. В этой должности я проработал до 2002 года, в звании подполковника ушел в запас. У меня есть государственные награды: орден Красной Звезды, афганский орден «Звезда» 3-й степени и знак Министерства обороны «За разминирование».

– Вернемся в наш мирный Ярославль, в 2002 год. Как контр-разведчик попал в театр?
– Меня пригласил мой хороший знакомый Юра Ваксман. Приходилось заниматься всем – организацией, вопросами экономической безопасности. Там я проработал 8 лет, а потом меня пригласили в мэрию начальником управления по противодействию коррупции и взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями. Почти год отработал на этой должности. Но я не чиновник, не люблю совещания, конференции. Мне тогда мэр предложил стать его помощником по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями.

– В числе направлений, которые вы курируете, – патриотизм…
– Я этим направлением занимаюсь всю жизнь. Когда в школе учился – был в комитете комсомола города, когда служил лейтенантом – был секретарем комитета комсомола дивизиона, вступил в партию – меня несколько раз избирали секретарем партийной организации. Затем я создавал городскую общественную организацию «Ратник», которая занималась работой с трудными подростками. Мне первый заместитель мэра Александр Нечаев сказал, что надо возобновить утерянные связи с подводной лодкой «Ярославль». 6 сентября 1999 года, как вы помните, было подписано соглашение о шефских связях с мэрией города Ярославля.  С тех пор немало ярославцев прошли школу мужества на корабле с именем нашего города на борту. Двенадцать лет Ярославль поддерживает шефские связи с субмариной.  
Последние два-три года у нас шефские связи с подводной лодкой оборвались. Там сменился командир, на корабль перестали брать призывников, только матросов по контракту. Мы вышли на командование Кольской Флотилии Разнородных сил Северного флота и направили в Полярный делегацию от мэрии города, в которую вошел я и представитель Ярославской организации Российского союза ветеранов Афганистана Андрей Виноградов. Мы удивились, насколько радушно нас принимали. Люди говорят: нам не надо ничего, только внимание и общение. Мы идем по городу, и все знают, что приехала делегация из Ярославля – моряки это рассказывают, гордятся. Рядом подлодки «Калуга» и «Санкт-Петербург» стоят – к ним не ездят, а к «Ярославлю» приехали, да еще подарки и сувениры привезли. Недавно офицеры с «Ярославля» в нашем городе целый день провели.

– Но вы не только с подводниками шефские связи наладили?
– Мы подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с воинской частью в Наро-Фоминске. Когда я там был, одна солдатская мама сказала: «Я очень рада, что сын попал в эту часть. Нам ее показали. Тут все просто изумительно». Есть решение Министерства обороны, что каждый призыв будет формироваться штатная команда численностью от 5 до 20 призывников из Ярославской области. Часть очень хорошая. Сейчас вопрос уже решен, мы будем встречаться с призывниками, чтобы туда ехали те, кто достойно представит Ярославль.
Замполит этой части, когда к нему приехали ярославцы, сказал, что они молодцы. Ребята держатся вместе, их никто не трогает, да и не та это часть, где молодых обижают. Командир, когда узнал, что едет делегация из Ярославля, в шутку сказал ярославским солдатам: «Будете плохо служить – сообщу в Ярославль». Те сразу: «Не надо в Ярославль. Все хорошо будет». Мы за счет спонсоров купили всем ярославским призывникам часы и сделали гравировку. Солдатам было очень приятно. Информация о связях с Наро-Фоминском разошлась по армейским структурам, и на меня вышли пограничники из Пскова. Тоже хотят наладить шефские связи.

– У нас в городе немало детских патриотических клубов. Как вы с ними собираетесь строить свою работу?
– Меня приглашают в такие клубы. Мы с членами «Ассоциации ветеранов и сотрудников Служб безопасности Президента», чье региональное отделение в Ярославле я возглавляю, проводим Уроки мужества, конкурсы, эстафеты. У меня есть небольшая коллекция оружия и макетов оружия. Детям очень интересно его подержать в руках, сфотографироваться с ним.

– Что это за ассоциация и чем она занимается?
– Наша организация существует уже двадцать лет, а ярославское отделение считается одним из лучших в стране. У нас очень большие планы, а основные направления – оказание помощи ветеранам. В Ярославле около ста человек – члены нашей ассоциации, но в нее входят не только те, кто служил в Службе безопасности Президента. Согласно уставу нашей организации мы можем принимать людей, которые служили и служат во всех силовых структурах. Мы плотно сотрудничаем с ветеранскими организациями десантников, взаимодействовали с ветеранами отряда «Штурм», с «Союзом десантников» и Союзом ветеранов Афганистана.

– Как развито патриотическое воспитание в Ярославле по сравнению с другими городами страны и насколько нам присущи те проблемы, которые испытывает эта сфера?
– В разных городах патриотическое движение развито по-разному, во многом это зависит от авторитета общественных организаций. Если там работают люди незаинтересованные и делают это для галочки, толку не будет никакого. В Ярославле есть люди с «горячим сердцем», поэтому у нас с патриотизмом все нормально. Мы, может, и не в лидерах, но и не на последнем месте точно. У нас есть реальные дела. Наши ветеранские организации проводили Уроки мужества, организовывали военно-спортивные и патриотические сборы и слеты, проводили автопробеги, выставки и празднования знаменательных дат – Дня защитника Отечества, Дня Победы, Дня пограничника, Дня ВДВ, устанавливали памятные доски в школах, где учились погибшие в Чечне и Афганистане солдаты и офицеры, обеспечивали путевками в санатории наших ветеранов и матерей погибших ребят, да много еще чего.

– В Америке на каждом доме висит государственный флаг. У нас такое когда-нибудь будет?
– Я бы хотел этого. Сам бы повесил такой флаг, даже два – красный, как флаг Победы, и триколор. Но патриотизм может быть не только российский – даже ярославский. К примеру, в моем кабинете висит фотокартина – снимок Октябрьского моста с дирижабля. Когда ездил на Север к подводникам, отвез им такое же фото, но с видом на Стрелку. С гордостью дарил морякам сувениры с видами Ярославля. Четверть века уже живу здесь и очень люблю наш город.

– Какие у вас ближайшие планы по укреплению шефских связей?
– В феврале на полигоне Капустин Яр будут учебные стрельбы, в которых примет участие 202-я зенитно-ракетная  бригада  Кантемировской дивизии, где служат ярославские призывники. Мы поедем их навестить, с собой пригласим артистов и устроим для военнослужащих концерт. Мы поговорили с начальником пункта отбора на службу по контракту Западного военного округа Виктором Бабицким, и он состыковался напрямую с теми частями, с кем у нас договоры о сотрудничестве заключены, съездил с нами в Наро-Фоминск и уже подбирает контрактников для этих частей. Приходит человек заключать контракт и говорит: «Я хочу служить в армии где-нибудь в центральной части России». Ему говорят: «Мы предлагаем в Наро-Фоминске ракетную часть, условия там такие-то». Ему выписывают документ и отправляют в часть. Из Ярославля звонят и говорят: «К тебе направляем ярославца, прими его, пожалуйста, нормально». Бывают же такие случаи, когда человек приезжает в часть и ждет там дня три голодный, холодный, спит на голой сетке кровати, пока разберутся с его документами. Вот сейчас пункт отбора готовит к отправке двух человек в Кольскую флотилию, но в надводные корабли. Я уже позвонил ее командующему и попросил проконтролировать приезд наших людей. Получается, что у нас там лодка «Ярославль» и дружим мы еще со всей флотилией.
Владимир КОБЫЛИНСКИЙ
Фото Анатолия КОНОНЦА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать