02:27
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 февраля 2015

Королева романса

28 февраля в ДК им. А.М. Добрынина выступит заслуженная артистка России, исполнительница романсов Нина ШАЦКАЯ с программой «Гори, гори, моя звезда!». Для поклонников каждая встреча с певицей –  праздник души. В Ярославле, где живет ее мама,  она частый гость. Недавно Нина Аркадьевна приезжала на юбилей главного дирижера Ярославского губернаторского симфонического оркестра Мурада Аннамамедова, и  нам удалось побеседовать с ней.

– Нина Аркадьевна, вы поете и джазовые композиции, почему же выбрали жанр романса? К тому же вас отличает особый стиль исполнения.
– Папа был джазовым музыкантом, и я с детства привыкла к этой музыке. А в классе вокалистов педагоги дают романсы как упражнения. С того времени я начала их петь, а после учебы продолжила. Каждый романс – маленькая история. Наверное, поэтому этот жанр меня привлек.  Я пела разную музыку, в том числе джазовый вокал. Смешанные жанры, видимо, и сформировали мой собственный стиль.
– Знаю, что вы устраиваете концерты в память вашего отца Аркадия Исааковича Шацкого – джазового музыканта, певца, композитора, основателя эстрадного оркестра «Радуга».
– Уже 12 лет, каждый год в сентябре, я даю концерт памяти отца в Рыбинске во Дворце культуры. Приходят поклонники, дважды приезжал Мурад Аннамамедов.
– Вы родились в Рыбинске. Трудным был путь от провинциального города до Москвы?
– Папа был очень требовательным в отношении музыки, он долго сопротивлялся моему желанию петь профессионально. Его критерий музыканта-профессионала был необычайно высок. Он считал, что музыкой должны заниматься люди особо одаренные. Во мне он этого не видел. Я год заведовала  сельским клубом под Рыбинском. Затем училась в Санкт-Петербурге в Гуманитарном университете профсоюзов на управленца. На последнем курсе поступила в Школу-студию мюзик-холла, где занималась вокалом, движением, сценическим искусством. Между тем наступили 90-е годы. Работы не было, и я поехала в Ригу. Но через полгода вернулась домой. На семейном совете решили: надо ехать в Москву, и я отправилась в столицу. Пришла в музыкальный отдел Москонцерта, рассказала, что работала в Ленконцерте и хотела бы вечером подработать в варьете. Тогда в гостинице «Интурист» работал театр варьете, попасть в него было невозможно. Как раз в то время уходил из коллектива Сергей Пенкин, и меня взяли на его место.
–  Что вам дал мюзик-холл?
– Многое. Очень часто вокалисты на сцене не органичны, не научены сценическому движению. Иной певец имеет прекрасные вокальные данные, а держится неуклюже. Не всегда вокалист понимает, насколько важны жест, органика движения. А ведь движение, как и слово в песне, имеет большое значение.
– Нина Аркадьевна, для вас имеет значение, как вы выглядите на сцене?
– Разумеется. Артист  должен быть  элегантен – это основа, которой учат и вокалистов, и артистов. Костюм – это тоже действующее лицо. Люди приходят не только слушать, но и смотреть на артиста, поэтому важно, как он одет.
– Расскажите о вашем сотрудничестве с главным дирижером Ярославского губернаторского симфонического оркестра Мурадом Аннамамедовым.
– Двадцать лет назад я приезжала на мамин юбилей. Она тогда работала директором Дворца культуры в Угличе. На вечере я спела, а среди гостей был Мурад Атаевич. Он спросил маму: «Откуда вы ее пригласили?». «Это моя дочь»,– ответила мама. Аннамамедов предложил мне спеть с симфоническим оркестром. Мне показалось это нереальным, ведь я пела в свободной манере, в джазе это называется свинг, когда в рамках одного музыкального квадрата движение идет с разной скоростью. В симфонической музыке такое исполнение не принято,  я была уверена, что не смогу и что дирижер не сможет совпасть со мной.
Но Мурад Атаевич попросил подыскать какие-нибудь аранжировки, я нашла две, и в филармоническом зале состоялась моя первая репетиция. Я была потрясена, оказавшись внутри большого оркестра. Первое выступление открыло для меня совершенно новые перспективы в творчестве. Я стала заказывать аранжировки, делать программы. Многие мои друзья считали это безумием, говорили, что я бросаю деньги на ветер, что это никому не нужно. Но именно благодаря Аннамамедову у меня началась новая жизнь. Мурад Атаевич – очень чуткий дирижер, работать с ним  одно удовольствие. Сейчас я пою со многими оркестрами по всей России.
– Как возникла идея  творческого дуэта с актрисой Ольгой Кабо, с которой вы создали великолепные литературно-музыкальные композиции, посвященные Анне Ахматовой и Марине Цветаевой?
– В Питере я познакомилась с концертмейстером и композитором Златой Раздолиной, и она предложила исполнить романсы на стихи Ахматовой, в том числе «Реквием». Многие знакомые считали, что это дорога в никуда, надо петь что-то повеселее. А у меня с юных лет была мечта сделать проект, посвященный Анне Ахматовой. Злата ревностно относится к своему творчеству. Тогда была жива Наташа Баюрова – замечательный человек, композитор, пианистка, с которой я работала. Прочтение Златиных романсов в том ключе, в котором они исполняются сегодня, существует благодаря Наташе. Она аранжировала их специально под меня. Потом был записан диск с оркестром кинематографии.
Однажды на одном из фестивалей я встретила Ольгу Кабо. Мы разговорились, оказалось, что она читала со сцены стихи поэтов Серебряного века. И нам пришла идея сделать проект к 125-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Так появился литературно-музыкальный спектакль «Память о Солнце». Премьера прошла с большим успехом в Московском  международном Доме музыки.
– На спектакле об Ахматовой вы не остановились?
– Руководство Дома музыки, видя успех ахматовского проекта, предложило нам сделать новый спектакль, а Ольга Кабо настояла, что это должен быть спектакль-посвящение Марине Цветаевой. Сила провидения познакомила меня с молодым композитором, аспирантом Московской консерватории Дмитрием Селипановым. Диму опекает Эдуард Артемьев, возлагая на него большие надежды. Я к тому времени уже приготовила список стихотворений, но Дима попросил разрешения написать пробный романс на стихи, которые выберет сам.
Меня часто спрашивали, как я могла довериться такому молодому человеку. Но первая же песня буквально потрясла, в ней все было для меня органично. Дима оказался очень гибким, в процессе работы над романсами легко исправлял то, что меня не устраивало. Последние два получились безукоризненными, один из них, я считаю, войдет в коллекцию лучших городских романсов. Так у нас с Ольгой Кабо появился цветаевский цикл «Я искала тебя» – это диалог Ариадны Эфрон, дочери Цветаевой, с ушедшей матерью. Сейчас мы с Димой сделали еще одну программу, посвященную Борису Фомину, автору знаменитых романсов «Только раз бывает в жизни встреча», «Дорогой длинною», и Борису Прозоровскому, автору романса «Караван». Я пою и рассказываю о трагических судьбах этих людей.

ФОТО из арихива Н. ШАЦКОЙ

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать