07:45
пятница,
11 октября 2024 г.
4.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 мая 2013

Кто говорит, что на войне не страшно...

...тот ничего не знает о войнеСемьдесят лет назад, в феврале 1943 года, фашистская Германия потерпела крупномасштабное поражение под Сталинградом. Оборона этой волжской твердыни длилась почти семь месяцев. А летом 1943 года наши войска нанесли сокрушительный удар по противнику в районе Курской дуги. Участником этих крупнейших ключевых сражений Великой Отечественной войны был наш земляк подполковник Николай Иванович Климов.

Николай Иванович родился 19 декабря 1923 года в соседней Костромской области. В начале 1942 года Николай Климов был призван в армию. Направили его в Ярославское пулеметно-минометное училище. После ускоренных шестимесячных курсов восемнадцатилетний лейтенант Климов оказался в Чувашии, в Чебоксарах. Там формировался отдельный дивизион особого назначения крупнокалиберных 120-миллиметровых минометов. Это боевое оружие впервые было опробовано в Сталинграде, где полностью подтвердило свою боеспособность.
Летом 1942 года немецко-фашистские войска подошли к Сталинграду. Главная цель их на Восточном фронте состояла в том, чтобы окончательно разгромить советские войска на юге страны, овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом, и создать условия для окончания войны в свою пользу. Двести дней и ночей длилась битва за Сталинград.
Отдельный дивизион, в котором служил командир взвода Николай Климов, подчинялся Ставке Верховного Главнокомандования. В 1942 году это подразделение было переброшено в Сталинград, где шли кровопролитные бои. Огневые позиции заняли на левом берегу Волги в районе тракторного завода.
– Бомбили нас беспрестанно, днем и ночью. Постоянный артиллерийский обстрел: и мы стреляли, и в нас стреляли. Полтора месяца не вылезали из развалин домов, окопов, – вспоминает Николай Иванович. – Сегодня даже страшно представить, как вынесли все. Некоторые парни седыми стали после первой бомбежки. Что говорить, выжить всем хотелось. Мне ж тогда девятнадцати лет не исполнилось, мальчишка еще совсем. Я и выстрелов-то настоящих раньше не слышал. Какие выстрелы в Ярославле! Вот зажигалки немецкие на крышах с курсантами гасить доводилось…
Полтора месяца удерживал свои позиции на левом берегу Волги особый дивизион, артиллерийским огнем наносил удары по противнику. Участвовал он и в поддержке бригады, которой довелось брать в плен фельд-
маршала Паулюса. А позднее в военных лагерях в Тульской области Николай Иванович познакомился с защитником Сталинграда старшим лейтенантом Федором Ильченко. Он был первым советским парламентером, кто вел переговоры с Паулюсом о капитуляции немецких войск. Федор Михайлович рассказал нашему земляку подробности того знакового события.
В Тульской области поредевшее подразделение, где служил Климов, должно было пополнить личный состав и получить новую боевую технику. Там, в лагерях формировался 20-й танковый корпус под командованием генерал-лейтенанта И.Г. Лазарева. Следующим сражением, в котором участвовал Николай Иванович, стала битва на Курской дуге.
Летом 1943 года в надежде взять реванш за Сталинград германское командование приняло решение провести крупную стратегическую операцию на Курском выступе. Немцы сосредоточили под Курском группировку, насчитывавшую до 50 дивизий, 2 танковые бригады, 3 отдельных танковых батальона и 8 дивизионов штурмовых орудий. Руководство группой армий «Центр» осуществлял генерал-фельд-
маршал Г.Х. фон Клюге, а группой армий «Юг» – фельдмаршал Э. Манштейн. В район Курска были выдвинуты несколько элитных танковых дивизий СС.
Два месяца, с июля по сентябрь, Николай Климов воевал на Курской дуге, участвовал и в битве под Прохоровкой.
– Прошло всего часа полтора, как мы прибыли под Курск, даже не успели еще расставить орудия – летит снаряд, одного убило, двоих ранило. Тут же срочный приказ сниматься с места и передислоцироваться на другую позицию. Конечно, больше всего на войне доставалось пехоте. Это тот род войск, где потери людей самые многочисленные. Но и нас секли постоянно, а мы должны были артиллерийским огнем поддерживать действия наших войск, – рассказывает ветеран. – Я видел, как под Прохоровкой горели танки, как шли они на таран.
После Курска в составе 2-го Украинского фронта Николай Иванович участвовал в освобождении Украины, сражался под Мелитополем и Кривым Рогом.
– Прибыли мы под Мелитополь, заняли огневые позиции, начали готовиться к штурму. Рано утром появился вражеский самолет, разбросал литовки. В них было написано, что бомбить 20-й танковый корпус будут до тех пор, пока не уничтожат. И действительно, бомбили нас как по расписанию, трижды в день. Появлялись 10 – 12 самолетов, которые шли на пятикилометровой высоте и сбрасывали бомбы – не прицельно, а на обширные площадки, – вспоминает Климов.
Судьба хранила Николая Ивановича Климова. Дошел он до Берлина целым и невредимым, если не считать двух небольших ранений и контузии, и строй он не покидал. Контузию Николай Иванович получил, когда ехал на «виллисе» с командиром полка. Сзади разорвался снаряд.
К счастью, все остались живы. Но на войне не застрахован никто. Николай Иванович вспоминает, как под Кривым Рогом от шальной пули погиб начальник разведки штаба. И откуда она тогда прилетела, непонятно…
Победу Николай Климов встретил под Берлином, в городе Бреслау, что в шестидесяти километрах от столицы Германии. Стояли в резерве и ждали команды идти на штурм Берлина. Там, в Бреслау, и узнал он о полной и безоговорочной капитуляции Германии.
В тот памятный майский день разбудили всех рано, часа в четыре утра. Все выскочили на улицу. Невозможно словами передать те радость и ликование, которые охватили людей: кто смеялся, кто плакал, кто землю целовал. Палили в воздух из всех орудий, кричали «ура».
Но война, как оказалось, и после подписания акта о капитуляции Германии закончилась не для всех. 11 мая разведчики доложили, что прорвалась из окружения немецкая группировка. Особого сопротивления они, по словам Николая Ивановича, не оказали. Когда поняли, что это бессмысленно, сдавались с поднятыми руками: только не убивайте. Никому не хотелось умирать. Но без потерь не обошлось. Сослуживец Николая Ивановича, молодой лейтенант, погиб уже после победы, 12 мая.
Вспоминая военное лихолетье, то, что довелось вынести и повидать за годы войны, Николай Иванович считает, что русский человек по природе своей не мстительный.
– Стояли мы в Германии в одном населенном пункте. И неожиданно я встретил там своего земляка. Родом он был из-под Тутаева. По-русски хорошо говорил. Не помню, как он в Германии оказался, то ли раскулачили его, то ли еще по какой причине, но жил он там давненько, свой дом имел. «Вы меня не убьете?» – все нас спрашивал. «Да кто ж тебя убьет – живи», – отвечали ему. Был у нас в батарее Володя Тетерев из Великих Лук. У него мать или сестру фашисты казнили. Он говорил: я их всех, сволочей, стрелять буду. А когда границу с Германией перешли, не смог в мирных жителей стрелять. Ну чем дети или женщины-то виноваты, – рассуждает ветеран.
В общей сложности тридцать пять лет подполковник Николай Иванович Климов отдал службе в рядах Вооруженных сил и мундир свой носил с гордостью. А не так давно он был приглашен в Кремль на прием к Президенту РФ Владимиру Путину, который устраивался по случаю 70-й годовщины Сталинградской битвы. Сто двенадцать защитников Сталинграда со всей страны, в том числе и двое наших земляков, были удостоены этой чести.

 Сталинградская битва (17 июля 1942-го  – 2 февраля
1943 года) – крупнейшая сухопутная битва Второй мировой войны. По продолжительности
и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий.
 Курская битва (5 июля – 23 августа 1943 года) – одна из ключевых в ходе Второй мировой войны. Самое крупное танковое сражение в истории:
в нем участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов.

Автор: Ирина КОПЕНКИНА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать