02:34
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 июля 2014

Льдинка талант не заморозит

Ярославские дошколята с интересом постигают азы самых разных наук.

Корреспондент «Городских новостей» убедилась в этом, побывав в одном из муниципальных детских садов Ярославля.

Группа для одаренных
   – Мы играем в игру «Волшебный мешочек»: ищем в нем на ощупь объемную фигуру. Какая первая попадется – твоя. Мне вот призма досталась, – рассказывает Лиза.
   – Треугольник? – уточняю.
   – Тетя, треугольники не бывают объемными! – поправила меня девочка. – Говорю же – призма. А Ане достался куб, не путайте с квадратом. Когда все свои фигуры разберут, мы приступаем к конструированию по схеме, вот она нарисована.
   Сказать, что я была поражена здравыми размышлениями и обширными знаниями шестилеток не только в конструировании, но и в физике, астрономии и прочих весьма взрослых предметах, значит не сказать ничего. А вот воспитатели детского сада в этом не видят ничего особенного, потому что эти дети посещают группу «Одаренный ребенок».
   Детский сад № 65 «Льдинка» в некотором роде уникальный. Во-первых, он единственный в Ленинском районе принимает детей с нарушениями зрения. Таких малышей здесь около ста. Всего же «Льдинку» посещают более 200 ребятишек. Половина из них ходят в обычные общеразвивающие группы, и лишь 18 детей в прошедшем учебном году посещали группу «Одаренный ребенок». Кроме «Льдинки» они открыты еще в двух детских садах Ярославля. Группа для юных интеллектуалов работает в «Льдинке» уже 12 лет.

   Интересно, почему так мало детей набирают в «одаренцы»? Этот вопрос я задала всем трем своим собеседницам: заведующей Ольге Галстян, педагогу-психологу Ольге Кулагиной и старшему воспитателю Елене Майковой.
   – С такими детьми работать очень сложно, – поясняет заведующая. – Понимаете, они все лидеры, у всех очень живой, пытливый ум. Чтобы развить способности и без того очень сообразительных ребятишек, нужен или индивидуальный подход, или работа в мини-подгруппах. Восемнадцать человек – это уже много!
   – «Льдинка» работает по программе Венгера «Развитие», но для ребят из группы «Одаренный ребенок» она усложнена, – добавляет старший воспитатель. – Мы используем и свои собственные наработки. Кроме того, воспитатели группы неоднократно ездили в Москву на курсы повышения квалификации.
   – А по какому принципу вы набираете детей?
   – По результатам диагностики-тестирования, – отвечает психолог. – Одаренные дети разные: одни очень живые, непосредственные, другие тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Большинство из них проявляют интерес к математике, но многие рано начинают интересоваться биологией, химией, астрономией, физикой. Пожалуй, главное, что объединяет их всех и что отличает от других детей, – это умственная активность, страсть к познанию. Это главная потребность одаренного ребенка.

Только после пяти
   Я сначала подумала, что в одаренные «записывают» чуть ли не с яслей. Но профессионалы спустили меня с небес на землю.
   – Всерьез о наличии или отсутствии одаренности можно говорить не раньше четырех лет, а тестировать ребенка лучше еще позже – к пяти годам. Программа Венгера разработана именно для этого возраста. Придерживаясь этой системы, мы набираем в группу пяти-шестилетних детей, – объяснила Ольга Витальевна.
   – Мы берем в группу тех, кому не танцы и пение (хотя и это приветствуется), а практически любая умственная деятельность – чтение, решение задач, придумывание историй – доставляет огромную радость, благодаря чему их способности развиваются семимильными шагами.
   – А как родителю понять, является его ребенок одаренным или нет?
   – Разглядеть в ребенке одаренность не так-то просто, для этого нужна педагогическая интуиция либо серьезная психологическая подготовка, – отвечает Ольга Кулагина. – Но некоторые признаки все же можно назвать. Во-первых, такой ребенок значительно опережает своих сверстников по интеллектуальному развитию: он обладает обширным словарным запасом и начинает говорить первые слова гораздо раньше своих ровесников. Во-вторых, эти дети необычайно любознательны, живо интересуются окружающим миром, постоянно задают вопросы. В-третьих, одаренный ребенок подвижен, но не гиперактивен. В отличие от гиперактивных детей одаренные способны сконцентрироваться на одном задании и обладают гораздо большей степенью усидчивости. Кроме того, у такого ребенка развито воображение, отличная память, он легко оперирует фактами.

Если вы сдали «экзамен»
   – У нас есть анкета для родителей, позволяющая мамам и папам сделать предварительную оценку, стоит ли их ребенка вести на диагностику, которая дает пропуск в группу «Одаренный ребенок», – рассказывает Елена Майкова. – Не секрет, что многие родители считают своего малыша талантливым. На деле это, к сожалению, не всегда так. Иногда, ответив на вопросы анкеты, мама или папа понимают: не потянет...
   – Ну а если наоборот?
   – Тогда добро пожаловать на беседу к психологу! – отвечает Ольга Галстян. – Маме или папе нужно написать заявление, и в назначенное время ребенок вместе с одним из родителей приходит на «экзамен». Тестирование проводится только в присутствии родителей и с их согласия.
   – Вы хотите сказать, что берете в группу детей из других детских садов?
   – Конечно, берем! Но по результатам диагностики. Прописка не играет никакой роли, – заверила заведующая.
   – Тогда щепетильный вопрос: родителям посещение группы «Одаренный ребенок» обойдется дороже, чем общеразвивающей?
   – У нас муниципальное образовательное учреждение. Ни на рубль больше родители «одаренцев» не платят, – возмутилась Ольга Галстян, а потом смягчилась: – Правда, родителям придется потрудиться. Они принимают активное участие в развитии своего талантливого ребенка: выполняют вместе домашние задания, готовят презентации на различные темы, да много всего... Растить одаренного ребенка непросто. Мы имеем возможность помочь родителям как профессионалы. Но и от них обязательно должна быть отдача. Тогда будет толк.
Марина ИЛЬИНА
Фото Ирины ШТОЛЬБА

 ЛЮБОПЫТНО
Дети в группе «Одаренный ребенок» живут по самостоятельно установленным правилам. Их утверждают на общем собрании детского коллектива, а потом для наглядности рисуют в виде плакатов. Иногда детвора проводит собрания и на другие, не слишком приятные темы. Это происходит в тех случаях, когда кто-то поступил не очень красиво. Пяти-шестилетние мальчишки и девчонки считают, что все поправимо, и на общем сборе дают провинившемуся советы, как выйти из сложившейся ситуации. Воспитатель в данном случае – наблюдатель, готовый прийти на помощь только в случае необходимости.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать