Легко ли быть Кулибиным
Никому не известный преподаватель венгерской академии прикладного искусства, что в Будапеште, Эрно Рубик создал и запатентовал головоломку, ставшую известной всему миру под названием кубик Рубика. Его продали 350 миллионов штук! Доход изобретателя можно только представить!
А почему же наш русский человек, чья изобретательность в быту не знает границ, до сих пор не гребет золото лопатой? Почему-то все убеждены, что сделать изобретение – это долго и дорого, что изобретают где-то на заводах, а обычным людям такое не под силу. Так ли это?
Сколько стоит стать изобретателем
Ярославская пенсионерка Виктория Майорова изобрела безнотную запись музыки, благодаря которой можно научиться играть и читать ноты за 1 час. Налоговый инспектор Александр Лапин запатентовал грунтозацепы на колеса машины, позволяющие ей ехать спокойно по грязи, снегу, льду. Как видим, люди не работают на заводах и в научных институтах, но сумели сделать открытие и зарегистрировать его. На самом деле стать изобретателем не так уж и трудно. Достаточно собрать документы и послать заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). В ней надо указать принцип действия, приложить чертежи и, самое главное, доказать, что до этого никто ничего подобного не изобрел. Чтобы в Роспатенте приняли документы к рассмотрению, надо заплатить 600 рублей за регистрацию так называемой полезной модели и 1200 – за изобретение (о разнице между ними расскажем чуть позже).
Современные Кулибины даже могут самостоятельно зайти на сайт Роспатента и поискать, не опередил ли их кто с изобретением. Благо, что Интернет есть практически везде и база изобретений открыта. Достаточно в поисковике набрать ключевое слово, и появится список всех патентов с ним связанных. Если твоя идея там не значится, то останется только правильно оформить документы. Хотя не каждый человек в силах разобраться в хитросплетениях бюрократических процедур. Но для этого существуют общества изобретателей и рационализаторов, где помогут все это сделать. Не бесплатно, конечно. А вот с ценой вопроса – это уж как договоритесь, четких расценок на эту работу нет.
– В Москве Роспатент за такую работу берет 32 тысячи рублей, Торговопромышленная палата – 18, а у нас гораздо дешевле. Точную сумму не скажу, каждый раз поразному. Все зависит от объемов работы, хотя иногда и бесплатно можем сделать, и за банку меда одному пчеловоду все оформили, – говорит председатель Ярославского общества изобретателей и рационализаторов Юрий Иванов.
Затем у изобретателя начинается период ожидания. Роспатент проверяет российские и заграничные патентные базы, чтобы выяснить, не придумал ли кто до вас ваше изобретение. Проверка по базе полезных моделей занимает до полугода, поиск среди изобретений – до трех лет.
Вот тут и играет роль – изобретение у вас или полезная модель заявлены. Последнюю никто на новизну не проверяет, просто смотрится правильность оформления заявки и идет выдача патента.
Экспертную проверку можно ускорить за 1800 рублей, и тогда ответ по заявке на изобретение дадут не через 3 года, а через полгода. Для регистрирующих полезную модель ответ придет через 2 – 3 месяца. Наконец, все процедуры пройдены, и умную голову ждет заслуженная награда в виде патента. Правда, на пути к нему есть еще одна маленькая преграда в виде суммы в 2400 рублей, которую придется заплатить за документ (патент). Подведем суммарные итоги. 1200 рублей за заявку, еще за оформление сделать примерно 15 000 (точная сумма неизвестна, но примерно столько стоит в Ярославле подобная услуга), 1800 за скорость, 2400 за получение патента. Итого 20 400 или 18 600, если не платить за более быстрое рассмотрение заявки. Это цена патента на изобретение, а патент на полезную модель обойдется на 600 рублей дешевле.
Выложить такую сумму за патент, который, может, никогда и не найдет своего инвестора, готов не каждый человек. Может быть, поэтому у нас изобретения особо и не продвигаются в производство?
Изобретать бы рад, а дальше – тошно
Но, оказывается, это еще не все расходы. Каждый год надо платить пошлину за поддержание патента. Все начинается с 600 рублей третьего года (первые два не оплачиваются), потом сумма все увеличивается и увеличивается, доходя до 6000 рублей в последний, двадцатый, год. За десять лет изобретатель должен выложить 9 тысяч рублей, а за 20 – свыше 50 тысяч. Многие люди отказываются от патентов, потому что не в силах их содержать. Это отпугивает людей, и государство остается без новых идей. Но есть изобретатели, которые сначала затрачивают кучу сил и денег на изобретение, а потом еще столько же на его оформление. Ярославец Денис Ефимов изобрел шоколадный стаканчик. В съедобную тару можно спокойно налить любую алко– или безалкогольную жидкость и со стаканом ничего не случится. Хрупкий на вид стаканчик на ощупь оказался прочным и не гнулся, не ломался, когда его крепко сжимали в руке и чокались. Казалось бы, продукт востребован. Им очень заинтересовались в кафе, ресторанах, магазинах. Да просто обычные ярославцы с удовольствием бы покупали такие подарки для дома, для семьи. Спрос был. Осталось только вычислить того, кто бы его обеспечил.
– Самое трудное – найти инвестора. Ему же нужен бизнесплан, а это очень трудно разработать для нового продукта. Мне говорят, что услуги специалиста, который бы сделал расчеты, очень дороги. Есть какаято американская формула расчета бизнесплана для новых продуктов, но она очень сложная, – говорит шоколадных дел мастер. – Производство шоколадных стаканчиков – не очень сложное дело. Это ж не наукоемкое производство организовать, все упирается в теоретическое обоснование. Но изобретатели – зачастую люди без экономического образования и рассчитать это самостоятельно им очень трудно.
Денис всетаки порылся в Интернете, нашел формулы, методички и на своем уровне высчитал, что, чтобы наладить производство стаканчиков из шоколада, ему надо 1,5 миллиона рублей. Он учел разные факты – обеспечение людей работой, покупку оборудования, рекламу, аренду машины и т.д. Сумма не бог весть какая, но для работающего гравером человека неподъемная. И тем не менее он продолжает поддерживать патент и каждой год платит за него пошлину.
Нужны ли открытия отечеству?
– У меня первые изобретения датированы еще 2000 годом. Но пока ничего внедрить не удалось. Это очень трудное дело – поиск инвестора. В России появились разные фонды поддержки предпринимателей, правда, не всегда их сфера деятельности совпадает с областью применения твоего изобретения. Многие олигархи создают свои фонды. Я, например, сотрудничаю в последние годы с созданным по постановлению правительства Российской Федерации Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере, – рассказывает Михаил Золотарев, который изобрел ветроустановку для преобразования силы ветра в электричество. Он надеется, что выиграет грант, и этот фонд даст ему кредит на начальное развитие производства. Там очень интересные условия: если товар пошел, то кредит возвращать не надо, а если не продается, будь добр верни деньги.
А что же делают ярославские областные и городские власти, как они реагируют на эту проблему?
– В советское время, когда я работал в научноисследовательском институте, все было проще. Приходил в патентный отдел и приносил эскиз. Дальше все оформляли специалисты. Если изобретение патентовалось, то получал 100 рублей, а потом еще вознаграждение за экономическую выгоду от внедрения. И на каждом крупном заводе были такие отделы. Сейчас редко кто может похвастаться ими. Человеку же со стороны вне завода в наше время очень дорого все это делать – говорит изобретатель Владимир Филатов. – В Москве много всяких фондов, которые ищут изобретателей и пытаются внедрить их проекты. Но среди них есть и мошенники, изобретатели просто боятся попасть именно к ним. Мы в Ярославле пытаемся чтото сделать, обращались к губернатору, просили создать государственное предприятие, которое бы оказывало патентные услуги по реальным ценам и помогало одиночкам находить контакт с предприятиями, но пока ответа нет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
– Мэрия города в рамках городской целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства» уже 2 года выделяет до 500 000 рублей изобретателям для проведения патентного поиска и оформления заявки. Эта субсидия пользуется спросом, за 8 месяцев 2010 года выделили 7 субсидий. Пока у нас приоритетом пользуется люди, которые пришли оформлять заявки на полезные модели, промышленные образцы и программы для ЭВМ и базы данных. В следующие годы планируем расширить список приоритетов и включить в него товарные знаки, изобретения. Мы планируем в ближайшее время провести «круглый стол» для изобретателей, инноваторов и в его рамках рассказать о том, как мы можем помочь им, – говорит начальник отдела поддержки малого и среднего предпринимательства мэрии Ярославля Виталий Гуничев.
Комментарии