02:58
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
9 июля 2015

Лучше заплатить штраф, чем остаться без прав?

С 1 июля в Правила дорожного движения внесены существенные изменения, о которых следует знать не только водителям транспортных средств, но и «безлошадным» пешеходам.

Прежде всего, и это не может не радовать, ужесточены меры по наказанию водителей, севших за руль пьяными.  Теперь лица, повторно задержанные в состоянии алкогольного опьянения за рулем, в обязательном порядке подпадают под уголовную ответственность. Они могут быть оштрафованы на вполне приличную сумму – от 200 до 300 тысяч рублей или даже лишены свободы на срок до двух лет с одновременным лишением права управления транспортными средствами на три года.
Еще более суров закон в отношении водителей, совершивших или спровоцировавших ДТП в нетрезвом виде, особенно если это повлекло чью-то смерть. Наказание в отношении такого водителя не может быть меньше, чем 2 года лишения свободы. А если по вине нетрезвого водителя лишились жизни несколько человек, то он гарантированно отправится в «места не столь отдаленные» на срок от 4 до 9 лет.
Что касается пешеходов, для них тоже подготовлены «сюрпризы». Использование световозвращающих  элементов, о котором сотрудники ГИБДД так много говорили в последнее время,  стало официальным требованием. С 1 июля 2015 года ношение световозвращающих элементов (фликеров) в темное время суток стало обязательным, правда, пока только вне населенных пунктов. Нарушение пешеходами этого пункта Правил дорожного движения грозит предупреждением, а то и административным штрафом в размере 500 рублей.
Внесенные поправки ужесточают также требования к автобусам, которые используются для перевозки детей.  С 1 июля для организованной перевозки детских групп численностью более восьми человек должен будет использоваться автобус не старше 10 лет. Помимо этого  автобус для перевозки детей обязательно должен быть оборудован тахографом (то есть контрольным устройством   для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа) и аппаратурой спутниковой навигации.
Но самые бурные дебаты в прессе и социальных сетях вызвали нововведения, связанные с оформлением  ДТП по так называемому европротоколу. Предполагается, что это позволит уменьшить пробки, так как после заполнения документов участники ДТП могут сразу убрать свои машины с проезжей части и тем самым сэкономить время для водителей, а также сотрудников ГИБДД, которых теперь можно вообще не вызывать на место дорожно-транспортного происшествия.
Для использования такого варианта решения проблемы необходимо, чтобы в ДТП не было пострадавших, участвовали только два автомобиля, у обоих водителей наличествовал полис ОСАГО,
стоимость ущерба не превышала 50 тысяч рублей и один из участников аварии признал себя виновным. При этом водители, если между ними  нет разногласий, могут сами зафиксировать – в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи – положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств, а затем заполнить европротокол (его бланк выдается страховой компанией вместе с ОСАГО). Если же обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников ДТП, им следует  записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию.
И вот здесь возникает немало вопросов. В частности, может ли непрофессионал на глаз оценить размер ущерба, грамотно составить схему ДТП, убедиться в подлинности документов второго участника аварии, зафиксировать все необходимые подробности, потребовать персональные данные у очевидцев и, наконец, заполнить сам протокол? И это не праздные вопросы. Ведь при неправильном определении статуса ДТП водители, отъехавшие на обочину, подпадают уже под другую статью, которая гласит, что «оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток».
Казалось бы, не уверен – стой и жди сотрудников ГИБДД, как это было и раньше. Однако за «затруднение проезда» теперь тоже предусмотрена административная ответственность – штраф в размере  1 тысячи рублей. Вот и получается: куда ни кинь – всюду клин.

О новых поправках в ПДД  – руководитель Ярославского отделения ФАР (Федерации автовладельцев России) Сергей ТЕРЕХИН:

– Сергей, как вы оцениваете нововведение?
–  Меня больше всего волнует тот факт, что, к сожалению, принимаемые на федеральном уровне законы не всегда выполняются на местах. Я имею в виду страховщиков. С самого начала использования механизма европротокола (это извещение о ДТП, которое самостоятельно оформляется участниками ДТП для обозначения факта происшествия и не требует присутствия на месте ДТП сотрудников ГИБДД) страховые компании придирались буквально к каждой запятой, чтобы отказать в выплатах. Например, представитель страховой компании может не согласиться с тем, что виноват именно тот участник ДТП, который указан как виновная сторона в европротоколе, и на основании этого откажет в выплатах обеим сторонам. И тогда нужно обращаться в суд. Но у вас нет справки ГИБДД, в которой зафиксированы факт ДТП, его участники, причиненный ущерб. И получить такую справку потом, не вызвав сотрудников именно в момент ДТП, невозможно. Какой документ должен заменить эту справку, в законе не прописано. И это только один из подводных камней.

– Правильно ли я понимаю, что, освободив полосу движения, я рискую  подпасть под действие другого пункта Правил дорожного движения и лишиться прав? Ведь я могу ошибиться в определении размера ущерба, у второго участника ДТП могут проявиться скрытые травмы и так далее...
– Вы правильно понимаете ситуацию. Поэтому я настоятельно рекомендую: что бы ни случилось, вызывайте и ждите сотрудников ГИБДД. Лучше уж заплатить административный штраф. Тем более что его потом можно оспорить в суде.

– Не кажется ли вам применение такого штрафа несколько необдуманным? Получается, что я практически плачу за вызов ГИБДД как за дополнительную услугу?
– Я считаю, что фактически мы наблюдаем принуждение к отказу от вызова ГИБДД и оформления официальных справок, подтверждающих факт ДТП. Возможно, таким образом нас готовят к введению системы аварийных комиссаров, работу которых будут оплачивать сами участники дорожного движения.

Автор: Юлия Михиенкова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать