07:45
среда,
23 октября 2024 г.
7.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
4 июля 2012

Меняю море на семью

Какой мальчишка не хочет стать капитаном! Станислав Круглов тоже мечтал. Когда он приходил с уроков, сразу же бросал портфель в сторону и садился за изготовление моделей кораблей. Парень буквально болел морем.


С двумя красными дипломами

Стас поступил в Рыбинское речное училище на электротехника и первый год, пока не пошли специальные предметы, учился, как и в школе, довольно средне. Но как только за партой «запахло морем», Стас изменился до неузнаваемости – стал первым учеником группы. Преддипломную практику он проходил на «Нефтерудовозе­20М», который возил грузы по Каспийскому морю из России в Иран. Учебная практика на судне, осуществляющем рейсы за границу, – мечта любого курсанта.
После окончания училища с красным дипломом Станислав Круглов трудился в должности электромеханика на пароме «Норильск» на Ладожском озере. В ту навигацию экипаж был недоукомплектован, и Стасу позволили подработать рулевым. Полгода вождения судна настолько укрепило желание стать капитаном, что молодой человек по завершении навигации пришел обратно в училище и буквально упал в ноги директору с просьбой позволить ему учиться еще и по специальности техника-­судоводителя. Тот согласился, и в итоге Стас окончил училище с двумя красными дипломами по специальностям электромеханика и судоводителя­-судомеханика.

Старший помощник капитана
Станислав понимал, что без высшего образования капитаном ему не быть, а потому в 1997 году поступил в институт водного транспорта в Москве. Курс, на котором учился Круглов, уже после первого года обучения отправили на практику на грузовое судно «Иван Кулибин», которое ходило за границу: в Румынию, Турцию, Испанию, Италию, на Мальту, в Тунис. Впечатлений было даже не море – океан!
В дальнейшем Стас, продолжая учиться, каждый год уходил в море на четыре месяца – досрочно сдавал экзамены и все лето трудился помощником капитана на судне «Морской­1», где работал с картами и принимал на судно грузы.
– Размещать на судне груз – очень ответственная работа. Ведь если его неправильно расположить, груз может смыть в море, – рассказывает Станислав.
Потом Круглов ходил на судне «Балтийский­105». Когда корабль шел из Онеги в английский порт, в Баренцевом море разыгрался семибалльный шторм и капитан решил пойти в обход через Беломоро­-Балтийский канал. Путешествие потрясло Стаса – он увидел десятиметровые шлюзы, вырубленные в скале, – этот канал строили заключенные.
…Обычно пока студенты учатся, им присваивают рабочие специальности. Как правило, это вахтенный помощник капитана. А Станислав Круглов стал первым в истории института, кто получил диплом старшего помощника капитана еще до окончания вуза. Для этого нужно было иметь не меньше 12 месяцев практики, а у Стаса набралось даже больше.

Другая профессия
Успехи не остались незамеченными – Станислава Круглова пригласили работать в голландскую компанию. В первую же навигацию ярославец побывал в США, Панаме, Греции, Египте, Канаде, Голландии. Австралии, Франции, Англии. Потом он 11 лет работал в разных компаниях. И все это время Стас Круглов беззаветно любил море.
Капитаном он мог быть хоть до самой пенсии, но это равносильно отказу от семьи. Не видеть своего мужа по полгода жена Станислава не хотела, и на семейном совете было решено: Круглов сменит профессию. Он вновь пошел учиться, теперь уже на судостроителя. В 2010 году Станислав получил диплом и стал работать на Ярославском судостроительном заводе.

Где вы, подводные крылья?
Заниматься моделированием различных судов Стас начал еще в школьные годы, а в студенческие продолжил. И даже когда ходил в море, создавал модели судов, на которых плавал. Вот эти навыки «начального кораблестроения» плюс практический опыт судовождения очень помогли Круглову в новой работе.
Первыми заказами Станислава Круглова стали яхты-­катамараны для частных лиц. Он с этой работой справился. Но Стасу очень хотелось строить суда на подводных крыльях.
– Это такое удовольствие – мчаться по реке со скоростью 60 километров в час! Просто невероятное ощущение! – говорит Станислав.
В советское время суда с подводными крыльями из Рыбинска в Ярославль и обратно ходили каждый час. Это было очень удобно – времени в пути затрачиваешь меньше, да и плыть на корабле гораздо приятнее, чем ехать в тесном автобусе. Можно погулять по палубе, по­дышать свежим воздухом. Кстати, на таких судах отправлялись не только в Ярославль, но и в Углич, Мышкин, Плес. Сейчас в эти города добираться неудобно – транспорт идет в обход. А «Метеоры» уже давно не ходят.

Быть может, возродим?!
В Ярославле сейчас не осталось ни одного «Метеора», несколько лет назад эти суда вообще перестали производить. Правда, в Рыбинске есть два судна на подводных крыльях, но их собираются отдать в Петрозаводск, чтобы возить туристов.
А нам что, туристы не нужны?
– На нашем заводе строили суда на воздушной каверне. У них принцип действия несколько отличается от принципа действия судов на подводных крыльях, но по пассажировместимости и скорости они не уступают, – говорит Станислав Круглов. – Чертежи этих судов до сих пор имеются в Ярославле, и можно было бы начать их производство.
Это не только дало бы дополнительные рабочие места ярославцам, но и способствовало развитию внутреннего туризма. Почему бы не предлагать гостям города экскурсии по Волге­матушке на теплоходе? Я думаю, такое предложение будет пользоваться спросом.

Мнение
Юрий Кулешов, заместитель начальника отдела по развитию рекреационных возможностей города мэрии Ярославля:
– Если бы в Ярославле появилась туристическая фирма с собственным флотом – это было бы замечательно. Речники могут быть тур-операторами: разрабатывать маршруты, возить туристов, заключать договоры с экскурсоводами. Если они не в состоянии сделать это самостоятельно, наш отдел окажет всю необходимую помощь. а

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать