19:52
воскресенье,
13 октября 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 января 2017

Мифы великого Мастера

Сначала предполагалось, что в нашем городе она проведет один день, пятницу, и у нее состоятся три встречи. Но пребывание Мариэтты Омаровны растянулось еще и на субботу, а количество встреч увеличилось. В субботу утром она побывала у мемориала жертвам политических репрессий в Селифонтове, а потом посетила детский дом в селе Великом. Но первая из встреч, как и планировалось, состоялась в библиотеке имени Крылова, а первой ярославской аудиторией были дети. Затем Мариэтта Чудакова побывала в институте филологии и культуры ЯГПУ.

Гипотеза об истории

– Меня в Ярославль пригласила адвокат Ирина Чистова, – призналась Мариэтта Чудакова буквально в первых же словах. – Мы с ней переписывались в Фейсбуке, и в какой-то момент она написала, как хорошо было бы мне приехать в Ярославль. На что я ей ответила: в чем дело, приеду, конечно! Мы с ней стали обсуждать, что должно этому предшествовать. И пришли к выводу, что необходимо провести анкетирование восьмиклассников, задать им простые вопросы: «Что я знаю и думаю о Ленине, о Сталине, о Ельцине?».

И вот, получив анкеты школьников, Мариэтта Чудакова приехала в Ярославль. Она честно призналась, что результаты анкетирования ее не удивили, она много ездит по городам и везде просит восьмиклассников ответить на эти вопросы. И результаты ответов заставляют сильно задуматься о том, как школьникам преподается история советского периода, что творится в головах у подрастающего поколения.

А ответы приблизительно одинаковы: нынешние восьмиклассники считают Ленина неплохим человеком, Сталина – жестоким, но благодаря этой жестокости СССР победил в Великой Отечественной войне, а Ельцина – алкоголиком, развалившим страну. Проблема же заключается в том, что историю советского периода в школах начинают преподавать лишь с девятого класса. То есть все представление о ХХ веке у школьников формируется дома. Родителям зачастую некогда вести с детьми беседы об истории, они заняты зарабатыванием денег. Эту задачу берут на себя бабушки. А они, в свою очередь, занимаются не историческим просвещением, а насаждением неких устойчивых формулировок про неплохого Ленина, победителя Сталина, алкоголика Ельцина.

И в связи с этим Мариэтта Чудакова выработала гипотезу: если бы к девятому классу дети оставались «табула раса», т.е. ничего вообще не знали об истории, то это было бы лучше – у некоторых из них учителя истории смогли бы сформировать правильное представление о ХХ веке. Но это невозможно, поэтому необходимо как можно раньше, желательно с первого класса преподавать детям правильный подход к истории.
Мариэтта Чудакова возражает нынешним детям. Ленин, конечно, был неглупым человеком, если смог организовать революцию. Но… он с 1900 по 1917 год жил в Женеве. Как он, глядя на швейцарскую жизнь, мог решить, что европейцы поддержат революцию?

Или Сталин, которого считают главным победителем в войне…

– Это не Сталин победил в войне, это мой брат и такие же ребята, как он, победили, – говорит она. – Брата призвали вскоре после начала войны, но, прежде чем отправиться на фронт, он попал в учебную часть. Таких как он было триста человек, и все друг друга знали. Еще бы, ведь ежедневно была перекличка, вот и запомнили друг друга! Так вот после окончания войны брат вернулся и встретился со своим другом, с кем вместе призывался. И они решили узнать, как сложилась судьба остальных 298 человек. Отправили необходимые запросы и вот что узнали: из трехсот человек с фронта вернулись трое! Брат с другом и еще кто-то один. И все! И это называется «Сталин победил в войне»? Да он просто положил жизни ребят! Надо включать мозг, прежде чем так говорить!

Главный биограф Булгакова

В литературоведческих кругах Мариэтта Чудакова известна как исследователь творчества Михаила Булгакова и главный биограф писателя. И, конечно, эта сторона деятельности гостьи стала в первую очередь интересна студентам-филологам.

Разговор о Михаиле Булгакове начала Мариэтта Чудакова, как и положено, с мистики. И, естественно, связана она с «нехорошей квартирой» – именно под таким названием фигурирует московский адрес на Большой Садовой, дом 302-бис, пятый этаж, квартира № 50. В романе «Мастер и Маргарита» там обосновался Воланд, и там проходил бал у сатаны. В реальности по этому адресу несколько лет жил сам Михаил Булгаков, и сейчас там располагается музей-квартира писателя. Мариэтта Чудакова рассказывает, что рядом с «оригинальной» квартирой находится еще один музей писателя. И его владельцы, видимо, для пущего антуража обзавелись большим черным котом, назвали его, как и положено, Бегемотом. Бегемот, едва обрел свое литературное имя, начал проявлять самостоятельность: он поднялся на пятый этаж, вошел в квартиру № 50 и улегся там на трюмо. Вечером музей-квартиру стали закрывать, непрошеного гостя надо выдворить. Кота отдирали от трюмо несколько человек, животное упиралось четырьмя лапами и истошно орало. Но каково же было удивление, когда на следующий день утром Бегемот вернулся в «нехорошую квартиру» и снова улегся на облюбованное место. С тех пор ежедневно история повторяется: утром кот приходит, вечером его с криком и ором выдворяют. Почему кот приходит именно на пятый этаж, именно в квартиру № 50, где его никто особенно не подкармливает, где постоянно ходят незнакомые люди, так и остается загадкой. Или мистикой.

– Кажется, что нам полностью известна биография Михаила Булгакова, и я отчасти способствовала созданию этого мифа, – честно призналась Мариэтта Омаровна. – Но это не так, осталось еще множество закрытых страниц. Например, долгое время было неизвестно, что в 1920 году Булгаков был в добровольческой армии. Но заболел тифом, и ему пришлось остаться во Владикавказе. Мало кто знает, что, по сути, Булгаков всю жизнь оставался монархистом.

Булгакова как писателя наша страна узнала с 1962 по 1967 год – тогда было опубликовано подавляющее большинство произведений Мастера. И тогда о писателе было известно лишь несколько фактов: родился в Киеве, окончил медицинский факультет, был земским врачом, трижды женат. Остальные факты биографии Мариэтта Чудакова восстановила из разговоров и встреч с теми, кто лично был знаком с Булгаковым. Кто-то сообщил лишь несколько фраз, а кто-то – подробные истории из жизни писателя.

Мариэтта Чудакова в то время работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени Ленина. И ей по долгу службы пришлось обрабатывать архив писателя, писать его обзор. Обычные обзоры тогда занимали три страницы и содержали отсылки к различным публикациям, посвященным биографии, исследованию творчества. Но в то время никаких публикаций о Булгакове еще не было, и Мариэтта Чудакова дополнила свой обзор биографическими сведениями, которые ей удалось узнать в ходе разговоров. Обзор получился на одиннадцати страницах и на высшем уровне был признан порочащим советскую действительность. Как призналась Мариэтта Чудакова, время, потраченное на написание обзора, составляет примерно пять процентов времени, потраченного на пробивание его публикации.

Первая редакция романа

Рассказала гостья и о том, как восстанавливала первую редакцию романа о мастере и Маргарите. Рукопись ей передала жена Михаила Булгакова. И рукопись представляла собой обрывки листов – от половины до трети ширины страницы. Пришлось провести скрупулезную работу: Мариэтта Чудакова сосчитала количество букв на строчке, измерила ширину страницы и высчитала, сколько букв оставалось на утраченном фрагменте страницы. Зная частотность употребления слов писателем, предположила, какие слова могли быть. Каждый день Мариэтта Чудакова восстанавливала по четыре страницы рукописи – больше не получалось: притуплялось внимание, риск ошибки возрастал. Так за два года удалось восстановить первую редакцию романа. А восстановив ее, Мариэтта Чудакова увидела, что в первой редакции романа «Мастер и Маргарита» не было ни мастера, ни Маргариты.

Булгаков и Маяковский

Рассказала Мариэтта Чудакова и о взаимоотношениях Булгакова с писателями – его современниками. Например, он очень пренебрежительно относился к Владимиру Маяковскому, не уважал за то, что тот воспевал революцию. Но… в 1930 году Михаил Булгаков отправил несколько писем по высоким адресам. И в кругу друзей бросил фразу, что, дескать, если он не получит ни одного ответа, то застрелится. И буквально вскоре пришло известие о том, что Маяковский застрелился. Для Булгакова это было потрясением: он только пообещал застрелиться и не факт, что свое обещание выполнил бы, а Маяковский это сделал. Это событие заставило его по-другому посмотреть и на Маяковского, и на значение собственных слов.

Булгаков и Пастернак

А вот история отношений Булгакова и Пастернака совсем иная. Известно, что незадолго до смерти Михаила Афанасьевича они встречались. Сохранились воспоминания жены Булгакова Елены Сергеевны о том, что Борис Пастернак пришел к ним в дом, поставил стул посреди комнаты и сел на него. Елена Сергеевна вышла, а писатели о чем-то долго говорили. О чем? Свидетелей того разговора нет. Но Мариэтта Чудакова уверена, что можно почти со стопроцентной вероятностью предположить, о чем шла речь. Михаил Булгаков тогда как одержимый работал над «Мастером и Маргаритой» и, конечно, не мог не поделиться своими мыслями. Это подтверждает параллель между «Мастером и Маргаритой» и «Доктором Живаго». Мастер у Булгакова – альтер эго писателя, проецируется на Иешуа. Но и Юрий Живаго у Пастернака – альтер эго автора и тоже проецируется на Иешуа. А стало быть, делает вывод Мариэтта Чудакова, Пастернак писал свой роман под влиянием Булгакова и разговора с ним.
Автор: Ольга Скробина
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать