22:10
четверг,
12 сентября 2024 г.
20.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
4 декабря 2013

Миллиард лет молчания

В середине восьмидесятых в Советском Союзе поняли,  что запасы нефти и газа на разведанной глубине не беспредельны, а значит, надо забуриваться на большие глубины.  

 

Дорогостоящее удовольствие
И в Ярославле создали  специализированное предприятие по сверхглубокому бурению
и комплексному изучению недр земли.  В наш город приехали высококвалифицированные специалисты с Сахалина, из Таджикистана, Грузии, Азербайджана. Ярославцы стали по всей стране  и даже за ее пределами бурить скважины глубиной до 12 километров. В каждой из них  геологи брали  образцы горных пород и свозили их в единственное в мире кернохранилище.
Дорогостоящее удовольствие
Министерство геологии СССР обязало свозить со всей страны образцы пород в Ярославль и хранить их вечно.  Для этого построили целое кернохранилище. Дело в том, что эти образцы – уникальные носители геологической информации. Вот изобретут новый способ исследования материалов – и камни заговорят. Они расскажут ученым  будущего то,  о чем сейчас молчат. Или, к примеру,  какая-нибудь компания пробурила скважину глубиной 1 – 2 км. Достала образцы, послала запрос в Ярославль и узнала, что данное сочетание пород  встречается   в сверхглубокой скважине, и если копнуть глубже,  можно обнаружить месторождение нефти или газа. Заманчиво?

Добывать  образцы пород из глубин земли – дорогое удовольствие. Стальную иглу погружают в недра. Когда ее длина заканчивается, сверху к ней докручивают  трубу  и так постепенно  бур наращивают  до нужной глубины. А если  требуется взять каменный «анализ», опускают специальный бур в керноприемное устройство. Допустим, пробурили скважину  на  10 километров, образцов пород  может быть не меньше 2 километров – 20 процентов  от глубины отверстия.  Стоимость таких работ – около 500 миллионов рублей. А некоторые заказчики просят, чтобы количество отобранного керна составляло половину глубины скважины. Но оно того стоит. Образец, добытый в определенном месте, может указывать на наличие или отсутствие того или иного полезного ископаемого. В последнем случае не надо будет бурить десятки дорогостоящих скважин в надежде найти нефть или газ.

Где камни лежат?
Кладезь каменной информации не похож на сокровищницу  из фильмов про Индиану Джонса. Обычный металлический ангар. В нем стоят железные стеллажи с деревянными ящиками.  Это и есть хранилище керна. В ящиках четыре отделения, где лежит керн. Вот, к примеру, в ящике №7 – образцы, взятые на глубине 1200 – 1295 метров.
   –  К нам приезжают  из других регионов, чтобы изучить образцы. Если у посетителей  есть разрешение от Федерального агентства по недропользованию,  мы им отпиливаем кусочек, специалисты их потом  самостоятельно изучают, – рассказывает заместитель директора по научно-исследовательским и тематическим работам Центра по сверхглубокому бурению и комплексному изучению недр земли Георгий Тарханов.

Но ведь так можно весь каменный фонд России по кусочку распилить до полного исчезновения? На самом деле от каждого керна отпиливается небольшой кусочек, который остается в архивах и никому не выдается. Это каменный неприкосновенный запас. Он хранится отдельно в алюминиевых лотках. Кстати, это сыграло с НЗ  злую шутку. Когда в девяностых годах геологическая отрасль испытывала кризис,  контроль за охраной склада пород был ослаблен. Тогда туда и забрались охотники за цветным металлом и украли алюминиевые поддоны, варварски свалив образцы в одну кучу. Сейчас  ярославское кернохранилище уже почти заполнено, в нем  материалов столько, что, если их сложить вместе,  получится дорога длиной 25 километров. А в ближайшее время собираются подготовить новые склады. В них поместится образцов в 30 – 40 раз больше!

Гости из докембрийского периода
Увидеть  кусочек камня, которому около 4 миллиардов лет, – невероятные ощущения. Его достали из самой глубокой в мире Кольской  скважины глубиной 12 262 метра. Из нее извлекли  45 тысяч образцов! В 2008 году завершено бурение Онежской параметрической скважины на глубине  3500 метров. Вроде глубина не так велика, но там нашли залежи каменной соли. Ярославский образец доказывает, что соль существовала  2 миллиарда лет назад, в протерозойскую эру, когда на земле даже атмосферы не было!

Интересны образцы со дна Байкала. На озере устанавливали  баржу с буровой установкой. Получили образцы донного грунта с глубины до 1436 метров. Благодаря им ученые имеют самые детальные в мире данные, отражающие изменения климата в последние 10 миллионов лет. Да чего  там только нет! Например, образцы геотермальной скважины: искали молибден, а нашли подземный источник тепла, керн с архипелага Шпицберген и Земли Франца Иосифа, островов в Карском море, образцы из метеоритного кратера и многое другое.

Каменный музей
Работники кернохранилища захотели показать свою  богатейшую коллекцию  из недр земли не только специалистам, но и всем интересующимся. Они создали в Ярославле музей. Вначале экспонаты лежали в коробках, их доставали лишь по случаю приезда коллег из других городов. Потом поставили стеллажи, оформили экспозицию и  начали принимать уже обычных посетителей.
Правда, о  существовании этого музея мало кто знает. Но те, кто побывал,  были поражены. Половину зала занимают  породы из сверхглубоких и глубоких скважин России. Во второй части – то, что ярославцы нашли  в нашем крае:   образцы нефти из Даниловского района, ярославская глина.

Есть в музее и пластиковые бутылочки. Оказывается, это минеральная вода из артезианских скважин, минеральных источников и ключей, расположенных на территории   Ярославской области. Один из стендов  посвящен  фауне и лабиринтодонту триасового периода. Эта эпоха предшествовала юрскому периоду и динозаврам. На берегу Рыбинского водохранилища нашли окаменевшие отпечатки фрагментов тела этого животного.

Московский музей минералов, увидев богатство ярославской коллекций, расщедрился и подарил часть своей коллекции из запасного фонда. Сиреневый агат с желтыми прожилками, узорчатый  фиолетово-синий чароит. Но самые необыкновенные –  это три минерала:  франклинит, виллемит и кальцит. По виду – обычные камни. Но направь на них  в темноте  специальную ультрафиолетовую лампу, и они засветятся ярким, насыщенным  салатово-розовым цветом, словно самоцветы из сказки о Даниле-мастере.
 
Владимир КОБЫЛИНСКИЙ
Фото автора


КСТАТИ
Керн –  каменный столбик, извлеченный из ствола буровой скважины. По нему можно определить,  какие полезные ископаемые находятся на искомой глубине, каким был климат миллиарды лет назад и многое другое.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать