Миссия выполнима
В Ярославле будет создан институт развития стратегических инициатив (ИРСИ). О том, какие задачи ставятся перед новым учреждением, говорилось на пресс-конференции, в работе которой приняли участие мэр Ярославля Евгений Урлашов, заместитель мэра Олег Виноградов и нынешний руководитель ЦИОМСИ, а в скором будущем директор ИРСИ Григорий Родин. Накануне пресс-конференции Григорий Родин дал эксклюзивное интервью «Городским новостям».
– Григорий Григорьевич, с какой целью создается новая структура?
– Давайте начнем с того, что основной костяк коллектива института составят сотрудники двух муниципальных учреждений – ЦИОМСИ и Городского методического центра (ГМЦ). Что касается цели, то она заключается в том, чтобы повысить уровень и качество жизни ярославцев.
– И каким образом вы собираетесь ее реализовать? Ведь уровень и качество жизни людей зависят от множества факторов – материального благополучия, состояния здоровья, доступности образования…
– Вот мы и будем создавать такие условия, при которых горожане смогут реализовать свой потенциал. Но самое главное, ярославцы будут напрямую влиять на те решения, которые принимают городские власти.
– Какой будет структура института?
– Всего в нем будет пять центров. Это центр оперативного взаимодействия с населением (call-центр), центр информационных технологий и лучших мировых практик, центр изучения общественного мнения и социсследований, центр стратегических разработок и научно-методического обеспечения и центр социально-экономического проектирования и аудита проектов.
– Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о каждом подразделении. Давайте начнем с call-центра. Предполагается, что вам будут звонить граждане и задавать самые разные вопросы. Как вы думаете, какие будут лидировать?
– Рейтинг проблем, которые волнуют людей, на самом деле хорошо известен – это вопросы ЖКХ, уборка улиц, ремонт городских дорог. Каждый звонок, каждая жалоба будет учитываться, а о том, как идет по ней работа, гражданину ответят специалисты отраслевых департаментов, руководители мэрии и депутаты. Наша задача – отследить, чтобы человек этот ответ получил в установленные законом сроки. Второе направление нашей работы предусматривает создание некой карты городских проблем, справочной базы данных о Ярославле.
В структуре саll-центра будут работать психологи и юристы, которым переадресуют звонки граждан, нуждающихся в помощи этих специалистов.
– Поясните подробнее, какого рода вопросы о деятельности ЖКХ можно задавать специалистам. Например, меня волнует проблема тарифообразования на ряд услуг, которые предоставляются ресурсо-снабжающими организациями…
– Нет, это не к нам. Но мы ваш вопрос запишем и адресуем специальным службам. У нас же вы можете узнать, что делать, если у вас, например, трубу прорвало или что-то не работает…
– А над решением каких проблем будет работать центр лучших мировых практик?
– Самых разных. Например, стоит задача в каком-то микрорайоне построить предприятие сферы услуг или бассейн, а может быть, разбить новый парк. Нам надо узнать у людей, а как, собственно, они относятся к данному проекту.
Для начала мы разместим в СМИ и в Интернете соответствующую информацию. Одновременно волонтеры на улицах раздадут буклеты, в которых тоже будет рассказано о новом проекте. Попутно они поинтересуются, как жители микрорайона относятся к данной инициативе. В свою очередь мы досконально изучим данный вопрос. Если речь идет о строительстве бассейна, узнаем, из каких конструкций в других городах или странах возводились подобные сооружения, как они устроены…
– Где вы планируете эту информацию брать, из каких источников?
– Из самых разных. Можно из Интернета, а можно и съездить в командировку в близлежащий город, чтобы своими глазами посмотреть на то, как там все устроено…
– Но не проще ли заказать проект в специальном институте?
– И что вы получите? Типовую бетонную конструкцию? Нет, нас это не устраивает. Мы должны сами разработать техническое задание для проекта, а для этого нам надо обсудить с горожанами все его детали.
После обсуждения сотрудники отдела социального аудита архитектурных решений, обработав всю полученную информацию, окончательно определят, насколько городу важен данный проект.
Дальше к работе привлекаются профессиональные сообщества, их представители выступают не только в роли экспертов, но и в роли креативных личностей, которым не все равно, что происходит в их городе. Параллельно ЦИОМСИ
проведет опрос общественного мнения, в ходе которого выяснится мнение людей по данному вопросу.
Следующий этап – просчет экономической составляющей: стоимость, сроки примерной окупаемости проекта, количество посещений и так далее, все эти данные будут обрабатывать экономисты. И только после того как вся цепочка будет пройдена, родится техзадание.
Впрочем, таким образом будут решаться вопросы не только строительства каких-то объектов, но и освоения рекреационных зон, организации массовых мероприятий в городе, например, тех же фестивалей.
– И сколько же по времени займет процедура от начала согласования до непосредственного принятия решения и выдачи техзадания?
– Думаю, два-три месяца. Но вы же понимаете, что таких заданий будет не одно и не два, их ожидается гораздо больше, поэтому наши специалисты будут постоянно заняты. Кстати, при институте мы планируем создать интеллектуальный клуб. На его заседания будут приглашаться руководители мэрии, депутаты, представители профессиональных сообществ. Планируется, что клуб станет площадкой для выработки и принятия важных решений.
– Сколько человек будет в штате нового учреждения?
– Сегодня общая численность персонала ЦИОМСИ и ГМЦ составляет 127 человек. Планируется, что в итоге останется 99. Но давайте не будем забывать, что мы сохраняем функции двух этих центров. Только в ЦИОМСИ раньше трудились 89 человек, и, поверьте, они не сидели сложа руки.
– Поясните, пожалуйста, чем будет заниматься центр стратегических разработок, не будет ли он дублировать функции того же ДСЭРГ?
– Нет, конечно. Наш институт будет работать на стыке департаментов. Цель – наполнение новыми идеями, работа с профессиональным сообществом и населением. Задача центра – разработка стратегических проектов развития города…
– Но у нас уже есть документ, в котором эта самая стратегия развития расписана аж до 2020 года…
– Ну и что? Там нет четко прочерченной, внятной и понятной каждому линии дальнейшего развития города. А без этого невозможно говорить о будущем. Понимаете, надо вовлечь профессионалов, представителей малого и среднего бизнеса в сам процесс разработки подобной стратегии, тогда ее реализация будет эффективной. Кроме того, сотрудники центра будут разрабатывать экономическое обоснование всех городских целевых программ, но сначала мы планируем провести аудит этих самых программ, чтобы понять, какие из них важны, а какие уже потеряли свою актуальность.
Также перед нами стоит задача – помимо всего прочего создать пакет инвестиционных предложений.
– Все имеет свою цену. Какова она применительно к создаваемой новой структуре?
– Примерно 34 миллиона рублей, если вести речь о 2013 годе. Но мы планируем выходить на самоокупаемость. Во-первых, за счет продажи определенного рода социсследований, а во-вторых, за счет привлечения инвесторов к решению ряда городских проблем. Примеры уже есть. При нашем непосредственном участии был обустроен Власьевский сквер. Вы знаете, что на эти работы бюджетных средств было потрачено в три раза меньше, чем стоимость всех восстановительных мероприятий? Центр просто помог найти инвесторов и привлечь их к этому делу. Сегодня в Ярославле есть меценаты, готовые финансировать создание новых парковых зон в городе и ряд других проектов. Их мы тоже будем привлекать.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Евгений УРЛАШОВ, мэр Ярославля:
Постановление «О реорганизации муниципальных казенных учреждений» мною подписано. Вы помните, что мы намеревались создать отдел лучших мировых практик, но потом поняли – для того чтобы реализовать все задуманное, одного отдела будет мало. Поэтому и было принято решение об организации ИРСИ.
Задача института – реализовывать как минимум по три-четыре креативных проекта в год.
Сегодня мы вместе с Григорием Родиным работаем над идеей строительства спортивных зон вокруг городских школ. Эта работа должна быть сделана очень качественно, чтобы наши площадки не уступали столичным.
Помимо этого продолжается работа по созданию бренда города, к ней соглашаются присоединиться лучшие отечественные дизайнеры, например, Артемий Лебедев.
Кроме того, уже разработаны проекты остановочных комплексов и ларьков. В ближайших планах – обустройство парков, зеленых зон, а также городских площадей и скверов.
Я ВЕРЮ В ТО, ЧТО У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ.
КОМПЕТЕНТНО
Олег ВИНОГРАДОВ, заместитель мэра Ярославля:
Главная задача института – разработать новую стратегию развития города, поскольку старая просто оторвана от жизни. Без новой стратегии у нас не будет будущего, а свою задачу мы видим в том, чтобы сделать Ярославль современным и комфортным городом. Нам надо обеспечить такое качество жизни людей, при котором каждый человек сможет реализовать свои способности, сможет развиваться.
Комментарии