03:57
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 октября 2012

Мост­«шестидесятник»

Очередной ремонт Октябрьского моста вновь заставил задуматься: и как это люди жили без этого моста раньше? Сегодня трудно даже пред-ставить, что сорок шесть лет назад его не было вовсе.

Москва пошла навстречу
Жители переправлялись на левый берег на пароходиках, а автотранспорт – на паромах. Очереди из машин выстраивались вдоль набережной аж до Красной площади. Перегруженные пассажирами пароходики порой опасно кренились, готовые вот­-вот перевернуться. И однажды перед войной трагедия случилась. В нескольких метрах от причала затонуло речное судно, погибло много людей. В некоторых ярославских семьях до сих пора жива память об этом.
Отсутствие связи с развивающейся правобережной частью города тормозило развитие Заволжского района. Тогда­то, в начале 60­х годов прошлого века, власти и приняли решение о строительстве моста. Но такое грандиозное сооружение требовало огромных финансовых затрат. Москва пошла навстречу ярославцам, выделив необходимые средства.

Процесс был не из легких
Строительство началось с подъездных путей со стороны станции Урочь, а потом – Молот. За короткие сроки был построен завод для производства материала будущих мостовых конструкций. После того как из Рыбинска перебросили три плавучих крана, копровую установку и насосы, началась работа по возведению опор моста. По периметру будущей опоры забивали металлические шпунты. Получившийся каркас возвышался над водой на полтора метра. Внутри забивали сваи – 220 штук под каждую опору. Затем из шпунтового каркаса насосами откачивали воду. Процесс был не из легких: вода через все щели стремилась обратно. Их забивали опилками. В освобожденных от воды каркасах работали люди. Интересно, что они испытывали на глубине, зная, что на стенки каркаса всей мощью давит великая Волга?
После опор стали устанавливать пролеты. К каждой опоре наращивали отдельные блоки перекрытия. Их изготавливали на заводе мостовых конструкций.

А Хрущев – против
Впервые в практике отечественного мостостроения была применена технология навесного моста из 60­тонных железобетонных блоков с клеевыми стыками. Конструктором этого уникального сооружения был Евгений Уланов, брат знаменитой балерины Галины Улановой. Ярославский мост по новизне конструкции даже вошел в учебники по мостостроению. А вот Хрущев выразился так: «Какой дурак разрешил строить этот мост?». После таких слов все ожидали запрета на продолжение строительства, но его не последовало.
Торжественное открытие нового моста, соединившего наконец­то противоположные берега Волги и живущих на них людей, состоялось в начале ноября 1966 года. Ярославцы долго ждали этого момента, паромная переправа «достала» всех.
Церемонию открыли митингом. Трибуну для выступающих установили на проезжей части моста. А прилегающую площадь заполонили тысячи ярославцев. Акт о сдаче моста в эксплуатацию вручили Федору Лощенкову. Он же разрезал алую ленточку. Открытие произошло накануне революционного праздника, поэтому мост решили назвать Октябрьским. Это же имя получила площадь, прилегающая к мосту на правом берегу Волги.

Сыплется бетонная крошка
Мост – это не мертвая железобетонная громада, а живое существо, которое двигается, испытывает перегрузки и даже болеет. Он был серьезно «ранен» 30 лет назад. Тогда в нашем городе ожидали приезда будущего генсека Михаила Горбачева. Руководство области решило срочно обновить асфальтовое покрытие моста. Бульдозеры вспарывали слой асфальта и вместе с ним изоляцию, содрали все до несущих конструкций. Потом мостовщики исправляли это варварство, сменив всю изоляцию и сделав защиту деформированным швам.
В 2003 году группа специалистов Московского института «ИМИДИС» провела исследование Октябрьского моста. Они пришли к выводу, что большинство повреждений связано с водой, которая попадает на проезжую часть. Вода проникает внутрь конструкции через деформационные швы и вызывает разрушения. Это влияет на долговечность моста.
В прошлом году те же специалисты вновь провели масштабное исследование и выяснили, какие изменения мост претерпел за восемь лет, прошедших с момента предыдущего осмотра. Претензии остались практически те же, что были в 2003 году, – коррозия опорных частей, особенно под деформационными швами, куда проникает вода, обветшавшие тротуарные железобетонные консоли. Результат исследований был таков: мосту нужен капитальный ремонт, который позволит продлить ему жизнь на 25 лет.
Срок жизни подобных железобетонных конструкций – 60 – 80 лет. Но главное, говорят специалисты, мост устарел не только физически, но и морально. Он уже не отвечает современным требованиям.
В следующем году в мэрии рассчитывают провести капитальный ремонт Октябрьского моста. На это потребуется около 280 миллионов рублей, и без помощи федерации тут не обойтись. Всю необходимую проектно­-сметную документацию для проведения работ по капитальному ремонту городские власти уже подготовили.

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать