03:51
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 апреля 2011

Мы тоже справимся!

Эти ученики не слушают учителя, все внимание они уделяют своей сокурснице, которая «пересказывает» то, что учащимся говорит преподаватель. Таким образом происходит обучение глухих и слабослышащих искусству вождения.

Это внушает доверие
Рустам Арсланов для слабослышащих и глухих Ярославля – свой человек. Когда люди из мира тишины узнали, что он будет вести занятия по обучению вождению, сразу отбросили все сомнения. Дело в том, что Рустам – отец Юлии Арслановой, сумевшей занять третье место на конкурсе «Мисс мира» среди неслышащих. Эта новость пару лет назад мгновенно облетела весь Ярославль и стала для слабослышащих знаменем борьбы с жизненными трудностями.
Идея создать группу для таких людей пришла в голову бывшему начальнику кафедры «Автомобильная подготовка» Ярославской военной финансово­экономической академии Рустаму Арсланову после увольнения из рядов Вооруженных сил. Сначала он решил открыть свою автошколу и назвать ее в честь академии «ЯрФинА». С председателем Ярославского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» Владимиром Вихаревым Рустам Арсланов встретился в общем­то случайно. Они разговорились о том о сем и в результате решили разместить автошколу в помещении общества. Вот после этого директор автошколы и подумал: а не создать ли отдельную группу для инвалидов по слуху?
– Я написал в «Одноклассниках» подруге дочки Полине Ивановой и предложил ей позаниматься у меня, а заодно и поработать сурдопереводчиком, но сначала рассказать всем своим знакомым слабослышащим и глухим о создании группы, – вспоминает Рустам.
Буквально за неделю желающих заниматься в спецгруппе автошколы набралось десять человек. Организаторы были готовы заниматься и с меньшим числом учащихся, а тут почти полкласса!
– Обычно обучение искусству вождения у глухих людей идет трудно. Слабослышащие не успевают усвоить материал и стесняются переспросить. Многим некомфортно заниматься с обычными людьми. Раньше на это решались только мужчины. Ведь некоторым из них права для работы нужны. А здесь из 10 человек – 7 женщин! Наверное, девушки, узнав о составе группы, смогли отбросить свое стеснение, – говорит сурдопереводчик Ярославского отделения Всероссийского общества глухих Лидия Кузнецова.
Безусловно, то, что занятия будут проходить в специально созданной для глухих группе, сыграло свою роль. Как и то, что обучать желающих вождению станет отец слабослышащей девочки и что работать с группой будет знакомый сурдопереводчик. Все это внушало доверие.

И фильм, и сурдоперевод
Для Рустама практически нет никакой разницы, с кем заниматься. Он привык уже, общаясь с дочерью, четко артикулировать слова, правильно строить предложения, чтобы слабослышащему собеседнику было легче по губам считывать сказанное. Поэтому и обучать вождению своих учеников ему не так сложно, как другим инструкторам. Если в обычных автошколах зачастую работают в режиме мел – доска – диктовка – запись, то здесь обучение идет посредством показа видеофильмов с сурдопереводом. Это очень удобно для слабослышащих. «Дирижирует» процессом преподаватель. Когда надо что­то объяснить, Рустам нажимает на паузу и говорит, Полина затем переводит «параграф» на язык жестов, а как только выпадает минутка, она тут же сама конспектирует сказанное.

Полина же тоже ученик!
Учиться «автошкольникам» непросто. Многие из них получали образование в школе для глухих, а там по сравнению с обычным учебным заведением несколько снижены требования. К тому же большинство учеников давно работают – они уже забыли, когда сидели за партами в последний раз. Кроме того, женщинам автомобильные премудрости, как правило, постигать сложнее, чем мужчинам. Поэтому с ними надо заниматься с особой тщательностью.
Кстати, глухие, находясь среди своих, не стесняются переспрашивать, и им доходчиво объясняют материал еще раз – до тех пор пока все не поймут.
– Вот это мне очень нравится! Объясняют преподаватели хорошо, не спеша. Успеваешь во всем разобраться, – говорит Анна Козлова. Она нормально слышит и пошла в эту автошколу только потому, что живет недалеко. – Мне поначалу было не по себе: как я буду заниматься в одной группе с глухими? А когда стала общаться, то поняла, что это нормальные, хорошие ребята. Я смотрела фильм «Страна глухих» и всегда с симпатией относилась к таким людям, а то, что они, несмотря на недуг, стремятся получить права, достойно уважения.

Вызов судьбе
Когда тот или иной человек решает получить права, у него, как правило, уже есть машина или планируется ее покупка. У слабослышащих не совсем так. Получение прав часто не столько назревшая необходимость, сколько вызов судьбе. Один доказывает, что вполне способен научиться водить машину, для другого водительские права – это возможность овладеть востребованной профессией, для третьего – желание расширить круг общения.
Александр Соболев тоже относится к тем, кто слышит плохо. Несмотря на это, он давно мечтал получить права. Десять лет назад Александр уже учился в автошколе, но не смог сдать экзамен – постоянные командировки не позволяли как следует подготовиться. Да и в той автошколе особенно не церемонились: ведь надо постоянно на экзамены сурдопереводчика вызывать. Кому нужны дополнительные проблемы? И вот теперь он снова решил попытать счастья. Александр верит, что на этот раз у него все получится.
Весть о том, что в группе Рустама Арсланова помогают слабослышащим получить водительские права, быстро распространилась по Ярославлю. В автошколу стали приходить люди, страдающие другими заболеваниями, – зачисляют в группу всех, кто прошел врачебную комиссию. Преподаватели понимают, что дают надежду не только тем, кто учится искусству вождения сегодня, но и многим другим: «Они смогли, и мы справимся».
– Со слабослышащими интересно заниматься. Помимо того что помогаешь людям, ты еще и решаешь совершенно новые для себя задачи. Одна из ключевых – разработка методики обучения практическому вождению слабослышащих. Вот, к примеру, надо им вождение сдавать. И как, повашему, глухой будет команды инструктора понимать? Здесь один из вариантов – распечатать заранее список вопросов и команд, которые обычно инструктор дает ученику. Тогда инструктору останется только показывать, что он хочет сказать. Даже вот такие простые элементы новой методики позволяют взглянуть на процесс обучения с другой стороны и повышают профессиональный уровень преподающего, – говорит Рустам Арсланов.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать