Налог в электронном формате
Гостем нашей традиционной рубрики «За чашкой чая» на этот раз стал руководитель межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Ярославской области Дмитрий РОЗЕНСОН. Уплата налогов касается всех, и потому острых вопросов по самым разным аспектам темы у журналистов нашей газеты оказалось немало. А произошел разговор накануне1 июля, когда отмечалось 20-летие создания налоговых органов Ярославской области.
– Дмитрий Евгеньевич, в ведении вашей инспекции три района Ярославля – Кировский, Красноперекопский и Фрунзенский. Насколько велик объем работы?
– Достаточно сказать, что на территории этих трех районов находятся около 30 процентов предприятий и каждый пятый предприниматель Ярославской области. Наша инспекция – самая крупная в области и одна из крупнейших в Центральном федеральном округе. Численность обслуживаемого нашей инспекцией населения составляет 205 тысяч человек, то есть каждый шестой житель региона. Так что сотрудники инспекции работают с более чем 140 тысячами физических лиц – плательщиков налогов и 16,8 тысячи юридических лиц.
– Каков сейчас общий объем задолженности по платежам в бюджеты?
– В бюджеты всех уровней на 1 июня эта сумма составляла около 3,6 миллиарда рублей. По сравнению с началом года рост немалый – около 700 миллионов рублей. Основная часть этого роста пришлась на федеральные налоги – НДС и налог на прибыль, порядка 665 миллионов рублей. Особенно значительный рост задолженности у пред
приятий строительной сферы и финансовых посредников. Это около двух третей всей суммы ее прироста за пять месяцев этого года.
– Но, судя по свежим статистическим данным по России и нашему региону, за январь – май этого года зафиксирован рост налоговых платежей по сравнению с тем же периодом прошлого года. Эта тенденция транслировалась на ваш уровень?
– Это так. Общая сумма выросла на 28 процентов – с 4,1 миллиарда до 5,3 миллиарда рублей. Поступления в федеральный бюджет увеличились еще более значительно – на 77 процентов, в региональный бюджет – на 21 процент. Небольшое снижение только по городскому бюджету, но оно связано с тем, что одно из бюджетообразующих предприятий оформило долгосрочную аренду земли и потому получило возможность не платить земельный налог.
– Кризис, как утверждают эксперты, в прошлом, но его последствия, вероятно, будут преодолены нескоро. Если посмотреть на итоги минувшего, очень трудного, года, то выросло ли число убыточных предприятий на подведомственной вам территории?
– Да, выросло примерно на 14 процентов по сравнению с 2008 годом – с 903 до 1030. Общая сумма убытков также увеличилась с 1,65 миллиарда рублей до 2,4 миллиарда рублей. Причины связаны с общей экономической ситуацией в стране: снизились объемы производства, упал спрос на товары и услуги, уменьшилась доходная база предприятий. Все это коснулось и промышленного производства, и строительства, и торговли. Ведь доходы снижались, а расходы на содержание зданий, заработную плату, налоговые платежи оставались практически неизменными, при этом энергоресурсы значительно подорожали, как и обслуживание кредитов. Эти факторы и предопределили отрицательный финансовый результат.
– А сколько у нас миллионеров, по итогам традиционной декларационной кампании?
– В нашу инспекцию было представлено более 14 тысяч деклараций о финансовых результатах работы их авторов в прошлом году. Самые высокие доходы показали индивидуальные предприниматели. Среди них доходы от 1 до 10 миллионов рублей сумели получить 389 человек, от 10 до 100 миллионов рублей – 89, свыше 100 миллионов рублей – 14. В числе последних оказался один предприниматель, который сумел преодолеть барьер в 1 миллиард рублей.
– Какой процент дел, касающихся несогласия налогоплательщиков с результатами проверок, в судах выигрывается вами?
– В целом более 83 процентов. Всего с января по май этого года судами рассмотрено 251 дело. Из них 15 – с участием юридических лиц. В пользу инспекции принято 9 судебных актов. Споры с физическими лицами в основном инициируются нами, и здесь в пользу инспекции вынесено 97 процентов судебных решений. Можно добавить, что в прошлом году было рассмотрено 752 дела, и 83 процента решений по ним оказалось в пользу инспекции.
– Помнится, несколько лет назад органы ФНС очень активно призывали выявлять владельцев квартир, которые их сдают внаем и не платят налоги. Насколько эффективной оказалась эта работа?
– Налоговые органы, напомню, не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, и потому их возможности ограничены законом. Однако позиция налоговой службы состоит в том, что неправильно, когда широко распространенная сдача квартир внаем не приносит дохода государству. Более того, это незаконно, и потому работа по пресечению этих нарушений будет продолжаться – конечно, с помощью граждан, которые могут и хотят нам в этом помочь. Кстати, налоговые платежи можно в этом случае и оптимизировать на законных основаниях. Если простой гражданин должен заплатить 13 процентов подоходного налога от суммы арендной платы, то зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель, – 6 процентов.
– Бухгалтеры, которые взаимодействуют с налоговиками, часто обращают внимание на различные трактовки правоприменительных норм в письмах Минфина и ФНС.
– Раньше, когда ФНС еще была в статусе министерства, были и более серьезные расхождения. Сейчас такой остроты нет, но вопрос остается правомерным и вызывающим пристальный интерес. Самый правильный ответ на него – при возникновении спорных ситуаций нужно обратиться с письменным запросом в налоговую инспекцию, получить ответ и только после этого принимать решения.
– И все же какие риски несет налогоплательщик при отсутствии единой трактовки той или иной нормы?
– Риски есть, но четкое следование процедурам помогает их минимизировать. Так, вступление в силу с 1 января 2009 года механизма обязательного досудебного порядка обжалования решений по проверкам дает дополнительные возможности для налогоплательщиков в отстаивании своих законных прав. Скажем, прошла выездная проверка, и с частью ее выводов налогоплательщик не согласен. В этом случае возражения рассматриваются отделом досудебного аудита в каждой налоговой инспекции.
– Практика налогового администрирования часто преподносит сюрпризы для наших граждан. Ожидают ли они нас и сейчас, тем более после недавней смены руководства ФНС России?
– Главное внимание будет уделяться повышению открытости налоговой службы и упрощению налоговых процедур, а это, согласитесь, пойдет на пользу налогоплательщикам. Об этом недавно заявил в федеральных СМИ руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин. Ключ к решению этой задачи – развитие информационных технологий, создание новых и развитие действующих электронных сервисов. Сейчас многие налогоплательщики используют «Личный кабинет», который есть на сайте УФНС России по Ярославской области www.nalog76.ru. Но пока там ограничен круг сервисов: налогоплательщик может лишь узнать свой долг и то, какие документы он должен представить. Поэтому сервис «Личный кабинет» претерпит изменения, причем уже в этом году. Он станет ключевым средством взаимодействия между Федеральной налоговой службой и налогоплательщиками, в том числе и физическими лицами. В нем будет полный набор сведений о взаимоотношениях с налоговыми органами (декларации, платежи, состояние расчетов с бюджетом, уведомления). Будет и возможность бесконтактного взаимодействия с налоговой службой по всем видам действий: представление отчетности, проведение зачетов, истребование документов, электронные платежи. Это будет еще один шаг к нашей стратегической цели – максимально помочь гражданам в выполнении их конституционного долга по уплате налогов.
Комментарии