Наш человек в Европейском суде
ЯРОСЛАВЕЦ ЕВГЕНИЙ ШПРИЦ ЦЕЛЫЙ ГОД РАБОТАЛ ЮРИСТОМ В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКАПоиск справедливости, по мнению большинства россиян, начинается в мировом либо районном суде. Потом его решение можно обжаловать в областном суде. Затем идут Верховный и Конституционный суды. И если уж пройдены все инстанции и человек не удовлетворен, то можно писать заявление в Европейский суд по правам человека.
Но, оказывается, дело обстоит несколько по-другому.
Управа на неправых
Вот что по этому поводу говорит Евгений Шприц, ярославский адвокат, имевший честь работать в Европейском суде:
– Во-первых, Конституционный суд вообще не занимается рассмотрением дел. Он проверяет законы на их соответствие Конституции страны. Во-вторых, написать жалобу в Европейский суд по правам человека можно уже после кассационного решения областного суда. Причем не позже чем через шесть месяцев после его вступления в законную силу. Наши люди этого, как правило, не знают, проходят все судебные инстанции вплоть до Верховного суда, ждут его решения, а значит, теряют время и возможность обратиться в Европейский суд по правам человека.
В-третьих, абсолютно неверно считать, что в Страсбурге найдут управу на всех неправых. Европейский суд следит за тем, чтобы были соблюдены права человека, как того предписывает Европейская конвенция о защите прав человека. Допустим, гражданин России совершил убийство, его признали виновным и осудили. Преступник подал жалобу в Европейский суд. Страсбургские представители Фемиды не будут разбираться, виновен он или нет. Но они проверят, соблюдались ли его права во время следствия и суда. И если, допустим, подсудимому не предоставляли адвоката или возможности ознакомиться со своим делом, то есть лишили его права на справедливое судебное разбирательство, то суд может признать нарушение его конвенционных прав и назначить ему выплату компенсации. В-четвертых, жалоба в Европейский суд по правам человека не подается против конкретного частного лица. Люди могут жаловаться на государство, которое допустило попрание их прав. И платить компенсацию будет страна, а не конкретный Иванов, Петров, Сидоров.
Вы едете в Страсбург
Для ярославского адвоката возможность попасть в Европейский суд континента открылась благодаря объявлению на сайте Ассоциации юристов России. Европейскую конвенцию по правам человека подписали 47 государств, и наша страна не только самая большая из них, но и, как выяснилось, самая «жалующаяся». В Европейском суде постоянно работает группа русских юристов, состоящая из нескольких десятков специалистов. Но она не справляется с лавиной тех жалоб, что идут из России, поэтому в конце 2010 года было принято решение о дополнительном наборе 20 российских юристов.
Нужно было пройти конкурс, продемонстрировав знание не только российского и европейского законодательств, но и официальных языков международного суда – английского или французского. Евгений Шприц на тот момент более 10 лет проработал адвокатом, специализировался по уголовным и административным делам. Со знанием языка вообще проблем не было – Шприц помимо юридического факультета окончил еще и факультет иностранных языков. Кстати, все прошедшие конкурсный отбор имели приличный уровень языковой подготовки. Кто-то, как и Евгений, окончил языковые факультеты российских вузов, а кто-то учился в престижных европейских или американских университетах.
Успешно сдали «вступительные экзамены» в ЕСПЧ 40 российских юристов. Через полгода европейцы из них отобрали двадцать и пригласили на работу в Страсбург. Среди отобранных половина из Москвы. Остальные из Казани, Ставрополя, Краснодара, Томска и двое из Ярославля. Это Евгений Шприц и Александр Селезнев. Что удивительно, ни одного человека из юридической столицы России – Санкт-Петербурга.
А судьи кто?
Первый месяц у российских юристов был обучающим. Им читали лекции, обучали тонкостям конвенции по правам человека, давали домашние задания… А потом началась работа. Шприц брал очередную жалобу и в первую очередь смотрел, есть ли в ней основания для признания приемлемой к рассмотрению ЕСПЧ. Он должен был проверять в день по 3 обращения.
На первой стадии изучения жалобы ее всегда читают юристы из той страны, откуда пришло обращение. Во-первых, они лучше знают законодательство своей родины, а во-вторых, сама жалоба пишется на родном языке того, кто обратился в суд. Затем проект судебного решения по данной жалобе юрист передает судье – он-то и принимает окончательное решение о приемлемости либо неприемлемости жалобы. От каждой страны в Европейский суд делегирован один представитель в палату судей. Судьи избираются на парламентской ассамблее Совета Европы на 9 лет из списка, который представляет каждое государство. В течение этого срока судья не может быть переизбран.
На что жалуемся?
– Больше всего жалоб из России идет на действия сотрудников полиции, решения судов и условия содержания в местах лишения свободы, – рассказывает Евгений Шприц. – С заявлениями на правоохранительные органы обращаются за пытки и психологическое давление. Подследственные чаще всего жалуются на перенаселенные камеры и плохие условия содержания. А из «гражданских» львиная доля приходится на квартирный вопрос – выселение за долги, раздел жилплощади и т.д. Больше всего писем приходит из Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Из Ярославля жалоб мне лично не попадало, хотя коллеги говорили, что были и такие.
Самые активные жалобщики – это осужденные. Шприц отметил, что если на уголовном деле стоит пометка ПЛС (пожизненное лишение свободы), то жалоба будет обстоятельная. В ней осужденный станет описывать свою жизнь чуть ли не с рождения. Причем зачастую такое заявление написано с юридической точки зрения очень неграмотно. Вместо того чтобы сконцентрироваться на нарушении своих прав, заключенные описывают факты, которые никакого отношения к Конвенции не имеют. Но это особенность российской судебной практики. Во Франции, например, человек не может подать исковое заявление в суд самостоятельно. Это может сделать только адвокат, что позволяет не только сэкономить время на грамотном изложении дела, но и отсечь сутяжников. Услуги адвокатов во всем мире достаточно дороги, и это отрезвляет любителей судиться по любому поводу.
– Надо отдать должное и нашей судебной системе, профессионализму, сдержанности и корректности российских судей, которые вынуждены серьезно рассматривать и выносить судебные решения, например, по делам, где человек сообщает, что этажом ниже установлен прибор КГБ, который его облучает, – говорит Евгений Шприц.
Обычно от подачи жалобы до вынесения решения по делу проходит 5 – 7 лет. Связано это прежде всего с огромным количеством обращений граждан. Бывает и так, что человек направил жалобу в суд, еще находясь в местах лишения свободы, а решение по его заявлению принимается уже после освобождения. В настоящее время приоритет отдается только что поступившим жалобам, но все равно самый минимальный путь рассмотрения иска – 1 год.
заместитель директора МКУ «Городской методический центр по вопросам развития городского самоуправления»:
При нашем центре создана бесплатная служба юридической помощи населению. У нас в штате 6 юристов и еще 13 оказывают консультационные услуги вне штата в опорных пунктах охраны общественного порядка с 18 до 21 часа. За 2012 год мы дали 2665 консультаций ярославцам.
Если в Европейском суде на первом месте стоят жалобы на действия правоохранительных органов и судебной власти, то у нас на нарушение прав человека органами государственной и местной власти жаловался лишь 1% из обратившихся. А вот лидируют – 25% – вопросы, касающиеся права собственности. На втором месте – 17% – проблемы, имеющие отношение к семейному законодательству и наследственному праву. Затем идут вопросы ЖКХ и социальной защиты – 12% и 10% соответственно.
Мы не оказываем юридическое сопровождение в суды, поэтому если человеку надо обжаловать решение районного или областного суда, то он уже обращается к адвокатам. Наша цель – оказать преимущественно «первичную» юридическую помощь.
Комментарии