02:25
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
1 марта 2011

Настоящий мужчина

Кто сказал, что настоящих мужчин нет?! Есть, и они рядом с нами. Вот один из них – знакомьтесь: Михаил Красовский, старший психолог-инспектор Главного управления МЧС по Ярославской области. Психологическая служба МЧС России была создана более 7 лет назад. 1 января 2004 года в Министерстве по чрезвычайным ситуациям России ввели штатную единицу психолога.

В последнее время в связи с участившимися чрезвычайными ситуациями эти специалисты становятся все более востребованными. Психологи МЧС России работали и в аэропорту Домодедово – они помогали пострадавшим в результате теракта и родственникам погибших не потерять самообладания, старались не допустить массовой паники. В числе спасателей и психологов МЧС, работавших в Москве, был и наш земляк Михаил Красовский.

Первый рабочий день
К работе психолога Михаил готовился еще будучи школьником: он читал специальную литературу, посещал психологические тренинги. После окончания школы Красовский поступил на факультет психологии Ярославского педагогического университета. Его карьера началась с должности лейтенанта в отделе кадров Дзержинского РУВД, затем Михаилу предложили перейти на должность психолога. Эта работа стала для Красовского так называемым пробным камнем. В районном управлении внутренних дел задачи приходилось решать самые разные: составлять психологические портреты подозреваемых в совершении преступлений, разбирать конфликтные ситуации, оказывать психологическую помощь самим сотрудникам милиции – в буднях рядовых сотрудников УВД, как правило, очень много негатива, что приводит к быстрому эмоциональному выгоранию, срывам.
Через год молодому человеку, имевшему трудовой стаж всего один год, предложили работу в системе МЧС России. Для Михаила это был новый, более сложный этап в профессиональной деятельности. Психологу МЧС приходится работать с людьми, попавшими в беду. Поэтому он должен быть специалистом в области психологии экстремальных ситуаций, реабилитационной психологии и кризисной психотерапии.
Красовский навсегда запомнил свой первый день работы в МЧС, когда он, начинающий сотрудник Министерства по чрезвычайным ситуациям, вместе со своим коллегой выехал к пожилой женщине, бившейся в истерике. Несчастная не так давно потеряла дочь, спустя некоторое время в ДТП погиб и ее внук. Цепочка этих смертей привела женщину к мысли о суициде. Когда спасатели вошли в квартиру, пожилая женщина лежала на диване, бессмысленно глядя в потолок, и постоянно твердила: «Почему не я?». Красовский понял, что пенсионерка находится на грани помешательства, и в первые секунды растерялся и даже… испугался. Но быстро взял себя в руки и моментально вспомнил все, чему его учили: главное в подобной ситуации – это телесный контакт. Красовский взял женщину за руку, спросил, как ее зовут, затем представился сам и стал задавать спокойным голосом самые разные вопросы – так психологи отвлекают от навязчивых мыслей своих пациентов. Затем Михаил дал женщине стакан воды – при глотании нормализуется дыхание. Таким образом он выиграл драгоценное время до приезда бригады «скорой помощи».
– Каждое происшествие, на которое мы выезжаем, несет в себе неизвестность. Дело в том, что прогнозировать поведение попавшего в беду или потерявшего своих близких человека невозможно. Здесь все зависит от особенностей психики. Поэтому заранее составить план действий не получится, – говорит Михаил.

Как жить дальше?
В прошлом году группа спасателей МЧС вместе с психологом выехала на пожар, в результате которого погибли бабушка и ее полуторагодовалый внук. Родителей ребенка в момент пожара дома не было. Они приехали позже для того, чтобы опознать обгорелые тела матери и сына. Супругам требовалась серьезная психологическая помощь: мать малыша находилась в состоянии аффекта. Врачи «скорой помощи», прибывшие на место происшествия первыми, дали женщине успокоительное. А задачей Красовского было найти те слова, которые помогут женщине пережить трагедию. Но в первую очередь психолог дал обезумевшей от горя матери выплакаться, ведь гораздо хуже, если человек замыкается в себе и не идет на контакт.
Психологам часто приходится работать с эмоциональной болью. И хотя учебники рекомендуют этим специалистам в любой ситуации оставаться безучастными и отстраненными, в реальной жизни часть боли пострадавших Красовский берет на себя.
– Привыкнуть к чужому горю невозможно, – делится Михаил. – Моя задача помочь попавшим в беду или потерявшим своих близких переключить эмоции на что­нибудь другое. Попытаться внушить им, что не стоит задавать риторические вопросы: «Почему это произошло именно со мной?», «Отчего жизнь ко мне так несправедлива?». Нужно попытаться сказать себе: «Мне надо решить, как я буду жить дальше. Сейчас это самое главное».

Я взорву дом!
Зачастую психологам приходится бороться за жизнь тех, кто стоит на краю пропасти. Уже несколько лет в службе МЧС работает телефон «горячей линии» – специалисты обязаны мгновенно реагировать на все сигналы «SOS». Однажды по телефону «горячей линии» позвонила пожилая женщина и сказала, что хочет выброситься из окна. Таким образом она собиралась выразить свой протест против существующей действительности. Михаил, который дежурил в тот день, долго разговаривал с пожилой женщиной, пытаясь выяснить причины ее неудовлетворенности жизнью, и всячески старался убедить бабулю не совершать самоубийство. В конце концов бабушка отказалась от своей идеи. Еще одна бабуля, позвонив по телефону «горячей линии», грозилась взорвать дом. По адресу, который назвала пожилая женщина, выехала группа спасателей и милиционеров. Психологу Красовскому удалось найти общий язык и с несостоявшейся террористкой.
Как правило, подобные звонки носят так называемый демонстративно­шантажный характер. Однако душа такого человека болит по­настоящему, он действительно нуждается в помощи. Поэтому его обязательно нужно выслушать и постараться найти хоть какую­то зацепку, причину, ради которой человек будет жить дальше. По словам Михаила Красовского, удержать отчаявшихся от рокового шага очень сложно.

Без «вредной сетки»
Еще одна немаловажная составляющая работы Красовского – поддерживать боевой дух коллег, помогать им справляться с тревожно­депрессивным состоянием. Ведь даже у самых сильных порой не выдерживают нервы – постоянно видеть обгоревшие тела, выносить пострадавших из искореженных автомобилей, эвакуировать людей с места происшествия морально очень тяжело. Поэтому на помощь коллегам приходит психолог, готовый часами обсуждать наболевшее. А для самого психолога МЧС особенно острой является проблема эмоционального выгорания. Этому способствует постоянный стресс, а значит, постоянные эмоциональные перегрузки.
При этом никакой «вредной сетки» у психолога нет. На вопрос, как Михаил справляется со стрессом, Красовский ответил, что любит бывать на природе, кататься на лыжах, гулять по лесу. А еще он старается как можно чаще общаться со своими коллегами. На совещаниях психологи обсуждают возникшие на работе проблемы: их проговаривание – уже путь решения той или иной задачи.

В роли дипломата
Приходилось Красовскому быть и дипломатом. Летом 2010 года под Рыбинском пароход с иностранными туристами столкнулся с баржей, потребовалась срочная эвакуация находившихся на судне. На место происшествия сразу же были вызваны спасатели и психологи. Работать с иностранцами до этого Михаилу не приходилось, он опасался, что чопорные немцы будут «капризничать» и угрожать международным скандалом. И тут Красовский встретился с совершенно неожиданной для себя реакцией людей, потерпевших крушение. Иностранцы не то что не паниковали, они вели себя спокойно – эти люди радовались тому, что с ними ничего не случилось. Потерпевшие с удовольствием общались с психологами – во всем произошедшем большинство из них увидело лишь забавное приключение.

Подъезд, который рухнул
30 января, когда в Ярославле обрушился подъезд дома на проспекте Ленина, психологи МЧС были одними из первых, кто прибыл на место происшествия. Жильцы злополучного дома были растеряны, их мучил страх перед неизвестностью, многие находились в состоянии шока, плакали, у одной из женщин наблюдалось состояние сильной депрессии. Люди очень беспокоились по поводу утраты своего имущества, они боялись, что спустя какое­то время, когда страсти улягутся, о них забудут и оставят ни с чем. Психологи оказывали пострадавшим как индивидуальную, так и групповую помощь.
Они взяли на себя самое трудное – разделили людскую боль. Михаил Красовский оказывал психологическую помощь пострадавшим и сразу же, на месте происшествия, и потом – в гостинице «Которосль».
– Нашей задачей было снятие сильного эмоционального напряжения. Мы старались внушить людям, что о них позаботятся, что то, что произошло, – не самое страшное в жизни. Благодаря этой терпеливой и кропотливой работе с каждым в отдельности и со всеми вместе удалось избежать острых стрессовых состояний, паники. Я считаю, что нам удалось справиться со своей задачей, – говорит психолог.

Уравновешенный оптимист
Какими личностными качествами нужно обладать психологу МЧС, чтобы не устать, не сломаться? Вот что по этому поводу говорит Михаил Красовский:
– Профессия психолога МЧС просто обязывает быть сильным. Известная истина гласит: «Чтобы помогать другим, нужно быть сильным самому». А еще психологу очень важно быть оптимистом. Вера в успех помогает в, казалось бы, самой безнадежной ситуации. Кроме того, эта профессия обязывает быть спокойным и уравновешенным. Ведь внутреннее состояние психолога всегда передается собеседнику. Когда бывает трудно, я говорю себе: «Это моя работа, мой крест, я сам выбрал для себя такую профессию, и я этому рад».

Автор: Елена БАЛДИНА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать