Наталья ШЕТНЕВА: Право порождает ответственность
В последние дни лета, на минувшей неделе, гостем нашей традиционной рубрики «За чашкой чая» стала первый заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Наталья Шетнева. Основные вопросы были предсказуемы, ведь в рейтинге интересов наших читателей проблемы ЖКХ устойчиво занимают одно из первых мест. – Наталья Валентиновна, совсем немного времени осталось до старта отопительного сезона. Как вы оцениваете готовность городских служб к наступлению холодов?
– Подготовка к зиме, как известно, должна быть полностью завершена к 15 сентября. Пока можно сказать, что она идет более быстрыми темпами, чем в прошлом году. Так, по состоянию на конец августа, жилищный фонд города подготовлен более чем на 80 процентов. Несколько отстает Дзержинский район, что связано со сменой управляющей компанией подрядной организации. Однако сейчас, судя по всему, произошел перелом в ситуации. В районе работают 26 бригад, и за последнюю неделю они опрессовали 126 узлов. Если подготовка пойдет такими же темпами, то Брагино также без проблем войдет в отопительный сезон. В городе около 600 ТСЖ, и готовность их домов – свыше 70 процентов. Наша комиссия с участием представителей Рос-
технадзора РФ проверяет и готовность котельных. Все идет в штатном режиме, с еженедельным мониторингом.
– Теперь обратимся к проблеме не столь сиюминутной. В последнее время бурно обсуждается возможность появления в квитанциях по квартплате отдельной строки – сбора на капитальный ремонт домов. Мнения разделились: есть сторонники и противники этого новшества. Какова ваша точка зрения?
– Я выскажу, наверное, непопулярное мнение. Абсолютно уверена, что такую строку надо было вводить давно! Достаточно сказать, что в пятидесяти регионах России эта практика уже есть. В чем ее суть? В одном только Ярославле более двух тысяч многоквартирных домов нуждаются в капитальном ремонте. Согласитесь, ни один бюджет, тем более дефицитный бюджет нашего города, такой колоссальной нагрузки не выдержит. А упомянутая вами строка, введение которой предусмотрено принятым в конце 2012 года Федеральным законом №271, поможет собрать столь необходимые средства для капремонта. Тем более что сохранность этих денег гарантируется тем, что они идут не на расчетный счет управляющих компаний. Они идут или на спецсчет ТСЖ, или на счет регионального оператора. Региональный оператор в силу закона обеспечит учет и сохранность средств по каждому многоквартирному дому. Еще один аргумент: сейчас федеральный центр кардинально сменил подходы, поставив во главу угла расселение ветхого и аварийного жилья и выделяя на капремонт незначительные ресурсы. Общая сумма на 2013 год по Ярославлю из всех источников – около 109 миллионов рублей. Этого хватит лишь на два десятка домов. А откладывая, предлагая перенести сроки введения платежей, мы только усугубим проблему.
Кроме того, как мера соцподдержки для отдельных категорий граждан при начислении субсидии за ЖКУ будут учитываться и эти новые платежи за капремонт.
– Еще один «острый угол» – плата за общедомовые нужды. Поясните порядок ее начисления.
– Действительно, большинство жалоб жильцов сегодня касаются платы за ОДН по электроэнергии. Платеж за ОДН был введен два года назад, затронуты были в первую очередь интересы жителей, проживающих в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, и размер начисляемых платежей сразу вызвал споры. Этот платеж, по сути, представляет собой разницу между коммунальными расходами в целом по многоквартирному дому, зафиксированными общедомовым прибором учета, и суммарным индивидуальным потреблением коммунального ресурса жителями как в помещениях с индивидуальными приборами учета, так и в помещениях, где расчет потребления произведен по нормативу. ОДН рассчитывается пропорционально площади каждой квартиры. Были ситуации, особенно с так называемыми резиновыми квартирами, когда зарегистрированы, например, один или два человека, а реально проживало гораздо больше. Ясно, что они и потребляли энергоресурсов намного больше, а платили за них другие жители дома (если в такой квартире не установлены индивидуальные приборы учета). В части платы за горячую и холодную воду положение удалось нормализовать, как только с 1 июня этого года были введены новые правила. Начисление платы за ОДН по этим услугам стало в десятки раз меньше.
Так что очередь – за наведением порядка с ОДН по электричеству. Здесь нужно обследовать ситуацию в каждом доме и провести балансировку расходов. Это характерно для всего ЖКХ: любая проблема требует тщательного анализа, шаг за шагом.
– Контроль за управляющими компаниями с целью заставить их предоставлять качественные услуги – тема, о которой говорится очень много. А какие механизмы вы видите? Чем, допустим, поможет тот рейтинг УК, который обнародуется регулярно?
– Этот рейтинг городская комиссия определяет раз в полгода на основе критериев, утвержденных правительством области. Оцениваются и финансовые показатели – расчеты УК с ресурсо-
снабжающими организациями, работа с неплательщиками гражданами. Кроме того, оценивается и количество предписаний ГЖИ,количество обоснованных жалоб граждан. В целом более 30 критериев, по результатам выставляется сводная комплексная оценка. На выходе сейчас данные по первому полугодию 2013 года. Их можно будет посмотреть на официальном портале мэрии. Среди трех десятков УК есть лидеры, есть и «двоечники». Крупные УК, которые обслуживают до 90 процентов жилого фонда города, очень ревностно относятся к тем баллам, которые мы им выставляем. А вот небольшие компании, обслуживающие два-три дома, зачастую даже не хотят предоставлять сведения о своей работе. Этот рейтинг могут использовать те жители, которые планируют сменить свою УК, анализируя динамику изменения оценок по полугодиям той или иной управляющей организации.
В целях осуществления контроля за соблюдением договорных обязательств важно и жильцам разбираться в основах жилищного законодательства, в вопросах формирования тарифов, заключения договоров. Именно поэтому наш департамент организовал обучение председателей советов многоквартирных домов на базе ИПК «Конверсия». Обу-
чение предусматривает восемь часов лекций, практические занятия. Первые группы уже отучились, получили сертификаты, и эти знания, я надеюсь, не будут держать при себе, а используют для грамотной работы со своими УК, будут четко понимать свои права и обязанности. Отмечу, что любое право порождает и ответственность. Вот недавний пример. Жители одного из домов сами решили привлечь подрядчика для ремонта кровли. Но когда им разъяснили, что они сами будут отвечать за результаты этой сделки, они отказались. Ведь для проверки сметы нужны специалисты, а их зачастую нет среди жильцов. Так что практика, по которой УК сама привлекает подрядные структуры, считаю, правильная. Но это не отменяет необходимости контроля. И если он будет только общественным, этого недостаточно. В нашем положении, когда в ЖКХ пришел после реформы частный бизнес, нужна система государственного управления процессами в жилищной сфере. Ведь ЖКХ несет важную социальную миссию, и не все должно измеряться рублем. Мы идем по этому пути, но он сложный и длинный.
– Кстати, уже с сентября начнет работать муниципальная жилищная инспекция. Это тот инструмент, о котором вы говорите? С какими заботами можно приходить в инспекцию?
– Напомню адрес инспекции: улица Советская, 64. Она начнет свою работу с 1 сентября. Главная задача новой структуры – контроль исполнения договоров управления, то есть то, что вызывает многочисленные жалобы ярославцев. После поступления обращения жителей инспекторам отводится по закону пять дней для начала проверки. Обязателен их выезд на место, фиксирование нарушений, определение срока их устранения управляющей компанией. В случае неисполнения таких предписаний муниципальная жилищная инспекция может инициировать расторжение договора управления.
– И позвольте личный вопрос. Вы работаете в отрасли, в которой всегда было много проблем, а сейчас, наверное, еще больше. Нет ли ощущения безнадежности?
– Вы знаете, иногда и в самом деле руки опускаются от груза проблем. Но мой начальник, Николай Дмитриевич Степанов, оптимист и всегда говорит: «Даже если в течение дня удалось помочь одному человеку, уже это должно настраивать на позитивный лад». Начало моей деятельности в ЖКХ пришлось на 1994 год. Тогда работать было гораздо легче, проблемы решались буквально на месте. Сейчас ситуация другая, о чем мы с вами уже говорили: новые правила игры, бизнес решает зачастую лишь собственные задачи. Обычно прихожу домой после девяти часов вечера и часто с деловыми бумагами. В свободное время не хочется читать художественную литературу– больше интересуют книги и журналы по профессиональной тематике. В нашу отрасль приходят разные люди. И я замечала: или быстро уходят, или остаются навсегда. Люблю свою работу и, когда меня спрашивают о хобби, отвечаю: это и есть мое хобби.
Комментарии