03:48
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
9 июля 2015

Не паркуйся где придется

Опубликованы итоги исследования по проблеме автостоянок (парковок) в Ярославле. Оно проводилось МКУ «Институт развития стратегических инициатив» по заказу мэрии города для определения общественной оценки проекта введения платных парковок в центральной части Ярославля.

Кто ездит, кто ходит

Исследование проходило в два этапа: в феврале провели  телефонное анкетирование 400 ярославцев, а в марте было организовано обследование центральных улиц Ярославля с фотофиксацией для выявления реальной картины загруженности улиц.
По телефону всем респондентам был задан вопрос, что для них является основным средством передвижения по городу – автомобиль или общественный транспорт. В среднем же по городу 40% респондентов отнесли себя к автомобилистам, 60% – к пешеходам. Однако только 57% автомобилистов сообщили, что они никогда не пользуются общественным транспортом. 29% автомобилистов пользуются общественным транспортом раз в неделю или реже. В свою очередь, 84% пешеходов не ездят на автомобиле никогда. 9% – раз в неделю и реже. В среднем по городу 23% ярославцев пользуются исключительно автомобилем, 52% передвигаются только на общественном транспорте.

Поближе к дому

Респондентам-автомобилистам был задан вопрос, где именно они преимущественно ставят свою машину. Самый популярный ответ – «во дворе, как получится». Этот вариант выбрали 45% респондентов-мужчин и только 30% респондентов-женщин. На платной стоянке, напротив, оставляют свою машину 22% женщин и только 8% мужчин. Кстати, ни один респондент не выбрал вариант ответа «на газоне», но здесь жители лукавят – вместо социально неодобряемого варианта ответа выбран нейтральный «где придется». Можно также резюмировать, что большинство автомобилистов предпочитают ставить машину как можно ближе к дому, максимум – в пределах квартала. У самого подъезда готовы парковаться 13% мужчин и 20% женщин.
Во всех районах, кроме Красноперекопского и Заволжского, число жителей, которым припаркованные во дворах автомобили мешают, превышает 50%.

Стоянка или газон?

Интересен ответ респондентов на вопрос, кто должен платить за организацию парковочных мест у дома. С точки зрения пешеходов, платить должны автовладельцы. Если это обременение разделит с ними бюджет города, то это тоже вполне приемлемый вариант. Автовладельцы придерживаются другого мнения – бюджет города обязательно должен разделить с ними затраты по обустройству парковочных мест во дворах или оплатить все целиком. Органам местного самоуправления необходимо уделить максимум внимания вопросу о договоренностях между жителями.
Решение проблемы затрудняется тем, что мест для парковки во дворах крайне недостаточно. Как видно из данных опроса, в большинстве районов во дворах всего 6 – 20 машино-мест. Учитывая, что зачастую один двор приходится на несколько домов, а машины есть у 40% ярославцев, этого явно недостаточно.
Что характерно, большинство жителей выступают за то, чтобы количество машино-мест во дворе не увеличивалось. Вероятно, люди отдают себе отчет, что увеличить места для парковки можно только за счет уменьшения детских площадок, зеленых зон и т.п.
К сожалению, необходимость предусмотреть места для парковки при строительстве новых домов до сих пор не закреплена на уровне нормативов.

«Узкое» место

Серьезная проблема Ярославля – ненадлежащая парковка на улицах исторического центра. Дело усугубляется тем, что исторический центр города фактически является также административным и деловым центром, именно там сосредоточены здания органов власти и госучреждений, крупных вузов, офисов фирм, магазинов, рынков, плотный транспортный трафик.
Между тем у проблемы парковки на центральных улицах не слишком много решений. С учетом того, что лишь 7% респондентов готовы парковаться даже за 200 – 500 метров от места назначения, вариантов только три.
1. Строительство обширных подземных парковок. Данный вариант имеет серьезные проблемы в реализации по целому ряду причин, из которых финансовые затраты – только одна из многих.
2. Введение платной парковки в центральной части Ярославля. Именно этот вариант представляется самым реалистичным.
3. Введение более или менее полного запрета на парковку в центре Ярославля. Этот вариант создаст проблемы для жителей центра, породит массовые нарушения и многократно увеличит нагрузку на общественный транспорт.

В поисках парковки

Как часто автомобилисты ездят на машине в центр Ярославля (не через него, а именно в центр)? 67% респондентов бывают в центре несколько раз в неделю и чаще. 14,71% респондентов сообщили, что время их пребывания в центре не превышает часа. Работают в центре и добираются туда на личном транспорте только 4% респондентов.
Фактически подавляющее большинство респондентов признали, что они паркуются где придется и как попало. Даже те респонденты, которые приезжают на весь рабочий день, преимущественно выбрали вариант «где придется» и «на обочине». Машины подъезжают, владельцы паркуют их где попало, решают свои проблемы и уезжают. Их место немедленно занимают другие. В результате в будние дни центральные улицы постоянно забиты машинами. Совершенно очевидно, что без применения запретительных мер убедить автовладельцев парковаться на централизованных стоянках, даже если они будут организованы в 2 – 3 местах в центре города, в принципе невозможно.
В то же время автовладельцы высказывают весьма здравое возражение: «В центре нет указателей, где найти парковку – хоть платную, хоть бесплатную».

Чиновникам – без льгот

На вопрос, поддерживают ли они введение платной парковки в центре города, ответы разделились следующим образом. Против введения платной парковки выступают 36% ярославцев. Можно предположить, что в случае принятия органами МСУ решения о платной парковке часть водителей будут так или иначе противодействовать этому. 55% ярославцев, в равной степени пешеходов и автомобилистов, выступают за введение платной парковки в центре Ярославля. При этом 80% опрашиваемых сочли, что следует сделать первые 15 минут парковки бесплатными. А некоторым категориям водителей, по мнению ярославцев, необходимо обязательно предоставить льготы, в том числе инвалидам, родителям многодетных семей, а также машинам специальных служб. В то же время интервьюеры фиксируют высказывания: «У чиновников и так свои закрытые стоянки есть, зачем им еще льготы?», «Пусть чиновники сами за свои машины платят».  
Многие автомобилисты отнеслись со скепсисом к самой возможности строительства парковок: «Нет таких мест», «Все уже застроено».  

По материалам МКУ ИРСИ г. Ярославля

Автор: city-news

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать