09:18
21 октября,
четверг 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
30 Августа 2011
Общество

Не транслируйте детям стресс

1 сентября в нашей стране уже давно воспринимается как большой праздник. Однако и для детей, и для их родителей, и для учителей начало учебного года неизбежно связано с адаптацией к школьным будням. У первоклашек процесс привыкания длится от трех месяцев до полугода. Остальные школьники перестраиваются на рабочий лад в течение первого месяца учебы. Как адаптировать ребенка к школе после летней свободы? И как с самого начала учебного года настроить ученика на творческий труд?

Праздник или катастрофа?
Психологи утверждают, что начало учебного года неизбежно связано со стрессом – меняется режим дня, летняя свобода сменяется деятельностью и необходимостью. Однако это естественный физиологический стресс, который сопровождает любые изменения в повседневном режиме. И лучше не бояться, а приручить его.
– Готовить ребенка к школе лучше заранее, – считает психолог областного центра помощи детям Анна Семенова. – Для начала надо обстоятельно поговорить с ним, напомнить, что каникулы заканчиваются и режим дня теперь будет другой. Пусть ребенок сам определит, когда он будет делать уроки, когда и сколько играть на компьютере, когда гулять, во сколько ложиться спать. Лучше всего написать расписание и повесить над столом, чтобы оно всегда было перед глазами. И до учебы напоминать ему об этих изменениях, но без назиданий, а просто к слову, ненавязчиво. Тогда к 1 сентября ребенок подготовится естественным образом.
Маленькие дети – радостные существа, живущие настоящим моментом. Поэтому для учеников начальной и средней школы из начала учебного года легко устроить настоящий праздник. Психологи говорят, что школьные наборы тетрадей, карандашей, пеналов, альбомов дети должны выбирать сами: им нравится все новое, они чувствуют себя взрослее, когда выбирают школьные принадлежности. Но у каждой семьи есть и свои, индивидуальные методы подготовки к началу учебы.
– Каждый год я обязательно вношу небольшие изменения в интерьер детской комнаты, – делится своими секретами мама четвероклассника Ольга Петрова. – То настольную лампу поменяю, то занавески, то картинку на стену какую­-нибудь веселую повешу. Конечно, обои в комнате я менять не решусь – это дело серьезное, рисунок обоев ребенок должен выбрать сам. А вот мелочь какую­нибудь изменить к началу учебного года можно. Сын приезжает из лагеря или от бабушки, соскучившийся по дому, а его ждет немного другая комната. Эти перемены напоминают ему, что в его жизни начинается новый период, да и сам он тоже изменился.
Народная мудрость гласит: как встретишь новый год, так его и проведешь. Это в полной мере относится и к новому учебному году. По мнению психологов, если родители грамотно настроили ребенка на учебу в самом начале, то половина успеха в течение года обеспечена.
– Эмоции человека заразительны, – говорит Анна Семенова. – И если родитель тревожится с самого начала учебы, заранее боится школьных неудач, то и ребенок будет тревожиться. «Нас ждет в этом году много работы», «Работа будет очень сложная», – пугают учителя. «Ты уж меня не подведи в этом году», «Опять тройки будешь носить?» – вторят им родители. Ребенок улавливает тревогу в их прогнозах, заражается ею, и ему уже труднее улучшать результат. А надо, наоборот, помочь ему освободиться от лишнего стресса. Например, сказать: «Это сложная работа, но я знаю, что ты справишься. Помнишь, ты не умел кататься на коньках? Но ты же не сдался, а продолжил учиться. Посмотри, как хорошо ты катаешься сейчас!»
В первые недели учебного года, предупреждают психологи, поведение ребенка может измениться: кто-­то капризничает, кто-то плохо спит, кто­то чаще бегает в туалет. Тревогу бить не надо – ребенок просто адаптируется. А вот если эти симптомы не проходят или даже усугубляются через пару месяцев, значит, ребенок не смог привыкнуть к школе. Причиной дезадаптации может быть неправильный режим дня, недостаточный отдых, страх перед учебой. В таком случае надо устранить эту причину и подкрепить иммунитет ребенка витаминами и отдыхом. Особому стрессу подвергаются первоклассники и пятиклассники, ведь у них в жизни происходят более кардинальные перемены, чем у других учащихся. Поэтому в первые месяцы учебы, пока они привыкают к своему новому состоянию, родители должны уделить им особое внимание – больше разговаривать, объяснять, помогать с уроками.
Но даже в суровых условиях школы в начале учебного года есть приятные моменты. Например, в начальной школе в сентябре отказываются от субботних занятий, чтобы дети могли постепенно привыкнуть к школьному режиму. Родители тоже могут внести свою лепту в «легкое начало» – в выходные сходить с ребенком в зоопарк, в кино, погулять по осеннему городу или лесу, купить ему игрушку, вместе вечером посмеяться, читая веселую книжку. Ведь ничто не снимает стресс лучше, чем положительные эмоции.

Школьные фобии
Однако проблема школьного стресса намного глубже. В последние годы школьные фобии у детей нарастают. Самые распространенные из них – страх перед учебой, страх не удовлетворить родительских ожиданий, непростые отношения с одноклассниками и учителями. Ребенок, который не хочет идти в школу, уже стал героем кинофильмов и рекламы. Официальная статистика психологов, работающих со школьными ситуациями, говорит, что тревогу по поводу учебы испытывают до 40 процентов детей. Однако в реальности эта цифра гораздо больше – ведь далеко не все дети и родители обращаются с данной проблемой к психологам.
Но даже больше учеников школьному стрессу подвержены родители и учителя. Это неудивительно – меняются дети, меняется образовательная система. И именно взрослые не могут быстро приспособиться к этим изменениям. Например, на ежегодной общегородской конференции директоров школ и педагогов, которая прошла на прошлой неделе, прозвучал следующий факт: 90 процентов учителей испытывают тревогу по поводу внедрения новых стандартов в обучении. Также до сих пор вызывает тревогу у учителей и родителей ЕГЭ. Понятно, что в такой атмосфере дети просто не могут испытывать по отношению к учебе радость.
– Чаще всего именно взрослые транслируют детям стресс, – считает директор МОУ «Центр «Доверие» Валентина Шелкова. – Сами по себе дети не будут испытывать стресс по поводу своих успехов или неудач. Если не транслировать им ничего удручающего, то сами они не будут утяжелять жизнь. Конечно, ограждать их от трудностей и устраивать для них райский уголок тоже неправильно. Надо просто избегать крайностей. Говорить: да, учеба – это труд, но это и проверка твоих возможностей, твоих способностей.
По мнению Валентины Шелковой, одна из ведущих причин школьной неуспешности – отсутствие мотивации к учебе, когда ребенок не понимает, зачем он учится и почему от него так жестко требуют успехов. Решить эту проблему, по мнению психологов, можно только всем вместе – учителям, родителям и ученикам.
– Современной школе необходимо содружество учителей, родителей и учеников, – говорит Валентина Шелкова. – Совместные семинары, совместное обучение, совместное решение проблем. В одиночку со школьными проблемами не справится ни учитель, ни родитель, ни ученик. Хотя у нас много методов стимулирования творческих учителей – это и конкурсы, и премии, но этого недостаточно. В творческом содружестве проблемы решаются намного лучше. Учителям и родителям надо договариваться, а не перекладывать проблемы учебы детей друг на друга.
Валентина Шелкова работает в центре «Доверие» 20 лет. За это время, говорит она, дети изменились кардинально. И, конечно, родители и школа, подверженные изменениям не в такой степени, теряются, глядя на современных детей: свободных, непослушных, ранимых, контрастных, индивидуальных, развитых.
– Раньше дети были более стандартны и усреднены, – говорит психолог. – А сейчас каждый из них – яркая индивидуальность. Появилось много особо одаренных детей, и в детском возрасте стало проявляться много контрастов. Например, есть дети, которые вообще не хотят учиться, а есть те, которые учатся без отдыха. У таких детей расписана каждая минута – им некогда гулять и дружить с другими ребятами. Один мальчик так и заявил: «Я собираюсь стать президентом и не могу тратить время на каких­-то там друзей». Можно понять родителей: им трудно как с лентяем, который не понимает, зачем нужна учеба, так и с таким мини-­менеджером, не умеющим отдыхать. Кто­-то не видит ценности в учебе, потому что увлечен спортом, кому-­то нелюбовь к школе передалась по наследству от родителей, кто­-то только и делает, что учится. Лучшее средство объединить таких непохожих детей – это совместная интересная деятельность учеников, учителей и родителей. Тогда и ЕГЭ, и новые стандарты обучения перестанут быть проблемой, а превратятся в интересную задачу. Будущее – за совместным, коллективным обучением.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать