09:54
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
1 июня 2010

Неосознанные летающие объекты

Современные вертолеты не могут развивать высокую скорость. Благодаря Николаю Кузьмину они могли бы летать во много раз быстрее, а гигантский парашют вертолета мог бы спасти экипаж и пассажиров при аварии.Аватару и не снилось

Все началось в деревне Ушаково Ярославского района, где Николай тридцать лет назад отрабатывал «трудовую повинность» у своей тещи Александры Петровны. Вокруг беззаботно летали пчелы, стрекозы, а он носил одно ведро за другим для поливки огорода. И в голове уставшего от тяжелой работы студента вечернего факультета Ярославского политехнического института мелькнула мысль: как бы сделать какой­-нибудь ветряной двигатель, который бы позволял воду закачивать, электричество получать и прочее, прочее. Подспудно мысль о том, как бы заставить служить вольный ветер на благо человека, осела в голове. Через пару лет в журнале «Техника – молодежи» за 1978 год ярославец прочитал статью Леонида Атланова про махолеты, и он сразу понял, как создать летательный аппарат будущего.
В нашумевшем стереофильме «Аватар» показан мир далекого будущего с продвинутой техникой.
– Вы видели, какие там вертолеты? Их принцип действия такой же, как и сейчас. Лопасти расположены горизонтально, а мои вертикально, – говорит изобретатель Николай Кузьмин.

Как работают современные вертолеты? Лопасти винта «нарезают» потоки из воздуха и направляют их вниз. На этом воздушном столбе машина и держится. Минус в том, что часть воздуха закручивается по спирали и попадает на кабину, в результате чего теряет свою полезную функцию. А как летают естественные био-вертолеты – стрекозы, шмели, мухи? У них крылья вращаются не плоско, а загребают воздух. Благодаря этому воздух идет мимо «корпуса», и у насекомых такая маневренность, что всякие «Черные акулы» и «Аллигаторы» нервно курят в сторонке.

Кузьмин взял технику насекомых за основу и усовершенствовал ее. Если стрекозы, пчелы, мухи и прочие загребают крыльями, то ярославец решил в своем проекте развернуть винт вертолета на 90 градусов. Помните водные катамараны, которые имеют сбоку от корпуса два винта? Кузьмин предлагает сделать то же самое и с вертолетом. Поток воздуха давит на лопасти сверху вниз, и его сила будет использована максимально. Поскольку винты стоят справа и слева от кабины, то корпус машины не будет мешать воздушным потокам. Благодаря этому и тому, что у вертолета появляются по обе стороны от корпуса два опорных воздушных «столба», он становится устойчивее и маневреннее. Если ось вертикальных винтов сделать подвижной с наклоном вправо или влево, то вертолеты смогут выделывать недоступные современной технике пируэты. Все учебники по воздушному бою можно выкидывать, поскольку возможности новых вертолетов вырастут многократно.

Кстати, такое расположение винтов увеличивает безопасность пассажиров. Дело в том, что в случае остановки двигателя вертолет обречен. Он не может спланировать на крылья, как самолет. Парашюты пассажирам не выдаются. А в вертолетах будущего можно будет встроить огромный парашют, которому боковые винты не помешают раскрыться и удержать машину в воздухе.
Но это еще не все. Сейчас современные вертолеты летают со скоростью не больше 300 – 400 километров в час. Если летательный аппарат пытается разогнаться больше, то срыв потока воздуха на концах лопастей начинает тормозить винты. Принцип летательного аппарата Кузьмина основан на закритических углах атаки несущих лопастей и способен развивать более высокую скорость, чем современные вертолеты.
Если на летательный аппарат установить две несущие оси с четырьмя винтами, то получится летающий автомобиль.

Также у Кузьмина есть патент на аппарат для передвижения на воздушной подушке с вертикально стоящими роторами. По сути, это скорее летающий автомобиль над поверхностью земли. С таким движителем аппарат будет абсолютно управляемым, так как будет отталкиваться не от поверхности земли колесами, а от окружающей воздушной среды.
Ветер – на службу стране

Николай Кузьмин попробовал запатентовать подобное изобретение еще в 1981 году. Но тогда ему из Министерства авиационной промышленности СССР ответили, что устройство его полезности не представляет, новизны тоже. А для вертолетов лучше всего подходит авиационный винт. На 27 лет изобретатель оставил попытки получить патент. Но мысль крутилась, его движитель совершенствовался. Он работал после армии сначала на моторном заводе, затем 18 лет – на ЯЗДА. Немного потрудился даже учителем труда в 34й брагинской школе, а потом стал главным инженером в частной ремонтной фирме. При ней есть небольшая мастерская, где Кузьмин сделал модель вертолетного винта для демонстрации заинтересованным лицам, а также модель вентилятора «пчела» и движителя для аппарата на воздушной подушке с двумя вертикальными винтами. В 2002 году вышел на пенсию, появилось гораздо больше свободного времени, которое изобретатель смог уделять техническому творчеству. В 2006 году он предпринял вторую попытку узаконить свое изобретение и в мае 2007 года получил патент.

Он уже с новыми силами написал письмо курирующему авиационную промышленность вице-премьеру Сергею Иванову. Высокий чиновник поручил специалистам рассмотреть, но те особо не торопились. Тогда пенсионер написал письмо премьер-­министру РФ Владимиру Путину, и только после его вмешательства изобретение попало на экспертизу в центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.
Там ответили, что такие лопасти известны давно, но практического применения не получили, поскольку из-за своего расположения имеют повышенное лобовое сопротивление.
– Если бы они были известны давно, то мне бы патент не дали, – удивляется изобретатель.
И с тем, что они имеют большое сопротивление воздуха, тоже не согласен. Человеку далекому от аэродинамических наук трудно понять, кто – москвич или ярославец – прав, но существование водных катамаранов с похожими лопастными движителями пока склоняет чашу весов в пользу пенсионера.
Энергия для Ярославля

И Николай Кузьмин не оставляет надежды увидеть полет аппарата на изобретенном им принципе создания подъемной силы. Он пытается найти независимых экспертов, поскольку считает, что мнение одного ученого не может быть конечным вердиктом. Сейчас он выходит на авиационные заводы и конструкторские бюро, ищет инвесторов. Пытается задействовать и власти. Узнал, что бывший губернатор Анатолий Лисицын входит в комиссию по транспорту Государственной Думы РФ, и готовит материалы для него. Не забывает и про местную власть – такой же пакет документов будет отправлен и в комитет по транспорту и связи мэрии Ярославля. Трудность в том, что ярославец оказался чужим среди своих. Нет у нас авиационных предприятий и учебных заведений нужного профиля в городе, и от воплощения идеи до конечного продукта путь очень далекий. Хотя ведь этот принцип может быть применим не только в авиастроении. Например, вдоль реки Волги всегда дуют сильные ветры. Можно поставить такие двигатели на буях, и вот тебе бесплатное превращение энергии ветра в электричество. Установи лопасти Кузьмина на набережной и получай дармовое электричество для освещения оной. В любом месте, где дуют сильные ветры, можно делать это – от крыши многоэтажки до горного ущелья.

Конечно, убедить одними бумагами и патентом инвесторов трудно. У Кузьмина есть модель ротора с лопастями, но тут бы что­-то более эффектное надо.
– Я думал о том, что можно сделать модель вертолета, но комплект оборудования радиоуправления моделью стоит 20 тысяч рублей. Да и не обладаю навыками и временем. Мне же уже 68 годков. Кто знает, сколько мне еще отпущено… – сокрушается пенсионер.
Неужели ему не помогут? У нас же замечательно развит авиамодельный спорт, ярославцы входят в сборную страны, в городе проходил этап Кубка мира по авто (авиа)модельному спорту. Могли бы спортсмены попробовать сконструировать летательный аппарат с лопастями Кузьмина. Сейчас же Россия ищет новые пути развития, пытается внедрять научные изобретения, энергосберегающие технологии. А энергопроизводящие что, будут забыты? Ведь при удачном раскладе мы можем получить приоритет в направлении, которое будет определять пути развития авиации на ближайшее столетие.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать