11:25
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 августа 2013

Николай СТЕПАНОВ: Легких времен в ЖКХ не было никогда

«Крепкий хозяйственник» – эти два слова уже давно звучат в нашем обществе безусловным комплиментом. Николай Дмитриевич Степанов занимается хозяйственно­организационными вопросами двадцать три года. И до сих пор убежден: все они в принципе решаемы. Вопрос только в том, что крепким хозяйственником должен стать любой обладатель собственности. Именно поэтому все попытки как­то отклониться от разговоров о дорогах, домах и дворах неизменно выруливали на все ту же колею городского хозяйства.

Традиционный формат «Чашки чая» в редакции «Городских новостей» претерпел некоторые изменения: в дело вступил профессионал. Николай Дмитриевич за час и пятнадцать минут разговора осилил только небольшую редакционную чашку напитка, так как все время отвечал на многочисленные вопросы, касающиеся самого насущного – сферы ЖКХ.
Морская душа
– Николай Дмитриевич, хозяйственниками, да еще и крепкими, не рождаются. Стало быть, в вашей жизни обязательно случались какие-то события, повлиявшие на ваш выбор…
– Вообще, конечно, я мог и должен был стать покорителем «морских просторов». Ну или хотя бы речных – потому что учился после школы в Рыбинском речном училище. По окончании его поступил в Нижегородский институт инженеров водного транспорта. И планировал связать свою жизнь именно с водным транспортом. Это часто бывает с деревенскими детьми – они мечтают о просторах. А родился я, как вы, наверное, знаете, в Ростовском районе, в деревне Стрелы. Учился, кстати, в Сулостской восьмилетней школе – тогда она еще существовала.
– Так что же заставило вас оказаться на суше, да еще и подвизаться в таком виде деятельности, который с момента образования России непрерывно «штормит»?
– Когда я учился на третьем курсе, родилась дочь. Нужно было как-то содержать семью, я перевелся на заочное отделение, вернулся в Ярославль и устроился в одно из ЖКО электриком. Потом мастер ушел в отпуск – так состоялось мое первое повышение. Затем последовательно заменял инженера, главного инженера… И добрался до должности директора РЭУ, в которой проработал пять с половиной лет…
– Большой срок… Не засиделись?
– По характеру я совсем не карьерист. Может быть, на этом и вовсе остановился бы, но именно тогда жилищно-коммунальная система начала активно реформироваться, нужны были управленцы – причем умеющие разбираться не только в людях и законах, но и, образно говоря, в муфтах, хомутах и трансформаторах, не путая одно с другим. Так я на короткое время стал директором Заволжской УК, а затем возглавлял управление жилищно-коммунального хозяйства во Фрунзенском районе. С этого поста (а там мне довольно часто приходилось исполнять обязанности главы) я и шагнул впервые в мэрию.
– Есть поговорка о том, что дважды в одну реку не входят. Тем не менее у вас был опыт увольнения из мэрии и возвращения. Неужели во второй раз вы увидели «свет в конце туннеля»?
– Вообще, к тому времени, когда Евгений Робертович Урлашов предложил мне вернуться, я уже год работал заместителем генерального директора ОАО «Яргазсервис». В смысле доходов в моей жизни практически ничего не поменялось, зато значительно прибыло в части забот.
– И тем не менее…
– Ну обладает Евгений Робертович даром убеждения – что есть, то есть. Хотя, конечно, решение я принял, наверное, только после третьего разговора с ним и моими сослуживцами, которые убеждали меня вернуться в сложное городское хозяйство.
Народными тропами
– Сейчас мы с вами будем говорить о многих аспектах жизни города… Но прежде все-таки хотелось бы узнать о ваших житейских приоритетах. К примеру, хобби у вас есть?
– Это вряд ли можно назвать хобби, но при любой возможности стараюсь заниматься спортом. Предпочитаю подвижные игры – футбол, баскетбол…
– Так позвольте спросить вас как баскетболист баскетболиста. Сегодня большие деньги выделены на благоустройство дворов – в том числе и на асфальтировку. Может быть, появляется шанс увидеть во дворах удобные спортивные площадки?
– Хоть это и не является зоной моей прямой ответственности, но в смысле развития физкультуры шаговой доступности я бы обратил внимание на пришкольные территории. Большая часть из них асфальтировалась как раз в то время, когда школы строились. Сегодня по этим асфальтовым «останкам социализма» ходить тяжело, не только спортом заниматься. Но доводить их до ума необходимо – как, собственно, и сами здания школ. А вот в той части, которая касается ремонта дворовых территорий, я бы поставил вопрос несколько иначе. Двор – общее достояние жильцов прилегающих домов. И, наверное, здесь гораздо важнее, чтобы он был многофункционален. Прежде всего чист и удобен для пешеходов и автомобилистов. Должен сказать, сегодня в работу по модернизации дворовых территорий вкладывается больше средств, чем когда-либо в истории города. Почти двести миллионов (а точнее, 199 миллионов 960 тысяч рублей) расходуется в такой пропорции: 185 миллионов – асфальтировка, 6,5 – установка детских городков, 3,5 – отмостки домов, 3 – опиловка деревьев и еще миллион – завоз земли на цветники. Есть все основания полагать, что мы облагородим 391 ярославский двор. И нам очень важно, чтобы жители через свои районные администрации доводили до нас, каким именно они хотят видеть свой двор. Ни одно пожелание мы постараемся не упустить. Кстати, практически каждый день наши комиссии бывают во дворах, где порою приходится оперативно вмешиваться в ход ремонта – чтобы он не стал формальным исполнением проекта, а реально улучшил жизнь людей. Вплоть до того, что мы асфальтируем пешеходные дорожки по проложенным «народным тропам».
– То, что ям не станет во дворах, не может не радовать. Но не меньше (а возможно, и больше) горожан волнует, не останутся ли ямы на дорогах? Причем вопрос этот важен не только для автомобилистов. Те, кто пользуется общественным транспортом, тоже весьма бурно реагируют на дорожные «амурские волны».
– Могу сказать, что ямочным ремонтом мы пройдемся по всем улицам города. С крупными магистралями и капитальным ремонтом сложнее. И сложности эти не только финансового, но и связанного с ним напрямую юридического порядка. Самый простой пример – ремонт Октябрьского моста. Скажу честно, желающих получить этот контракт было много – в том числе и весьма надежных фирм из Санкт-Петербурга, Московской области, Екатеринбурга, Архангельска… Но приоритетным вариантом для нас был «Мостоотряд №6». В первую очередь потому, что мост – стратегический объект для города. И доверять его ремонт необходимо не самому дешевому, а наиболее надежному подрядчику. Однако условия, предлагаемые нами, были настолько жесткими, что рентабельность для исполнителя составляла всего три процента. Пришлось выходить на акционеров «Мостоотряда», вести с ними продолжительные и довольно тяжелые переговоры, но добиваться того, чтобы мостом занимался подрядчик, который знает объект как свои пять пальцев.
Та же история и с дорогами. Например, серьезные подрядчики из Санкт-Петербурга и Вологды способны выполнять ремонты дорог на высочайшем уровне. Но они готовы участвовать в лотах от пятисот миллионов рублей и выше. Мы же предлагаем такие контракты, на которые готовы согласиться только мелкие фирмы, чье качество работ необходимо постоянно контролировать. Но и в этом случае очень часто возникает ситуация, когда нам, образно говоря, из одной шкуры приходится выделывать три шубы.
– И где выход из подобной ситуации?
– Правительство области планирует создать мощное ГУП, способное качественно реализовать средства дорожного фонда и освоить лоты размером в несколько сотен миллионов рублей. Возможно, это принципиально изменит ситуацию к лучшему, хотя… Для того чтобы привести дорожную сеть Ярославля в идеальное состояние, нужно, по приблизительным подсчетам, около восьми миллиардов.
– Астрономическая цифра. Но, наверное, здесь подразумевается не только ремонт?
– По большей части капитальный ремонт и реконструкция. Но есть некоторые «узкие места», которые необходимо устранять уже сегодня. Самый простой пример – улица Бабича. Достраиваем какие-то восемьсот метров – и у жителей Брагина исчезает необходимость делать крюк в несколько километров, чтобы, например, попасть с улицы Панина в районе «Холодмаша» в третью детскую больницу. Это настолько больной вопрос, что здесь даже нет смысла говорить о затратах. Хотя 109 миллионов рублей, необходимые для строительства этого дорожного участка, – сумма для бюджета города весьма значительная.
– Из-за чего сложилась такая ситуация?
– Очень сильно на нее повлияло постановление правительства, согласно которому с начала двухтысячных годов крупные застройщики получили право строить жилье без необходимости создания инфраструктуры. До этого момента у них были обязательства по строительству социальных объектов: детских садов, поликлиник, сетей, дорог, даже школ, если район предполагалось возводить достаточно большой. Но после того как эти «обременения» ушли, с дорожной сетью стало действительно туго. За десять лет мы фактически силами города построили только улицу Академика Колмогорова. Сейчас занимаемся улицей Чернопрудной и одноименным проездом. Построим еще участок улицы Пушкина, которая будет достраиваться до улицы Победы, силами инвестора, возводящего торговый комплекс.
Жилье мое
– Мы поговорили о дворах, затронули тему улиц… И теперь, Николай Дмитриевич, о главном. Уже со следующего года жители Ярославля будут получать квитанции, в которых появится строка «капитальный ремонт». Не вызовет ли это определенное социальное напряжение, если и с текущим-то ремонтом не все ясно?
– А что, собственно, не ясно с текущим ремонтом?
– Ну как же! У нас масса обращений читателей, в которых описывается одна и та же картина: нужен текущий ремонт, жильцы обращаются в свою УК, а та отвечает: на доме не только денег нет, а и вообще долг в триста-пятьсот тысяч рублей. При этом все (или практически все) жильцы исправно платят по статье «текущий ремонт и обслуживание жилья». А услуг за это не получают… И в сметах (если их удается увидеть) – форменное недоумение. Работа, которая стоит от силы двадцать тысяч, оценивается как минимум в сто – из-за некоторых «индексов рынка». Что за индексы?
– На самом деле формального нарушения закона здесь нет – нормативы по индексам рынка введены федеральным законодательством, и применение их регламентируется областным правительством через ГАУ «Государственная экспертиза в строительстве». Но собственники квартир имеют шанс изменить структуру тарифа «содержание и ремонт жилья». Дело в том, что в калькуляции рекомендованного мэрией тарифа на текущий ремонт отводится очень небольшая часть. Ее можно по желанию собственников увеличить либо за счет уменьшения остальных частей, либо за счет увеличения тарифа. Если управляющую компанию такие изменения устроят, на текущий ремонт будет отчисляться больше денег и делать его станут чаще. Если же нет, управляющую компанию решением общего собрания можно поменять на более «сговорчивую». Как показывает практика, чем компания меньше, тем более гибко она реагирует на пожелания собственников.
– И если мы будем развивать эту мысль дальше, то выясним, что самостоятельно управлять своим домом еще более выгодно…
– Если речь идет о ТСЖ, то при наличии грамотного управляющего и инициативного состава правления любой дом можно обустроить практически идеально.
– Более того, все деньги, собранные жильцами этого дома по статье «капитальный ремонт», пойдут именно на счет их дома. А вот как их распределять между теми домами, которые не имеют своего лицевого счета и юридического лица?
– Сначала планировалось, что эти средства пойдут в «общий котел», а порядок ремонтов будет определяться состоянием жилого фонда. То есть в первую очередь ремонтироваться будут самые ветхие дома. К примеру, в Ярославле были случаи, когда кровля текла так, что из статьи «текущий ремонт и содержание жилья» финансировалась полная замена рулонного покрытия. Это кстати, ответ на вопрос ваших читателей – откуда берутся многотысячные долги на некоторых домах. Но ввиду того, что страна получила опыт реализации 185-го закона, по которому сегодня капитальные ремонты идут и по региональным программам, сегодня, насколько мне известно, правительство активно работает над правоприменением закона о капитальном ремонте. Есть, естественно, определенные пожелания и у нас.
– Что вы считаете наиболее важным для доработки законодательной базы по капремонту домов?
– Сам по себе принцип сбора дискриминационен по отношению к собственникам квартир в небольших домах. Ведь дома на двенадцать-двадцать квартир по определению дефицитны. В них, как правило, собирается очень мало денег. Насколько известно, государство полностью от участия в программе капитального ремонта не устраняется – можно рассчитывать, что от десяти до тридцати процентов финансирования оно оставит за собой. Наше предложение – дифференцировать эту пропорцию в зависимости от количества квартир и площадей дома. Чем они меньше – тем большее участие на себя должно взять государство.
– То есть саму по себе идею вы воспринимаете как здравую?
– Конечно, было бы правильнее, если бы государство сначала провело масштабный капитальный ремонт жилого фонда, а уж потом объявило приватизацию. Но давайте говорить объективно: сегодня мы не в том состоянии, когда можно «долго запрягать». Оттягивая капитальные изменения еще на год-два-три, мы просто ставим себя перед фактом, что эти же ремонты обойдутся в большие деньги. Да что деньги – есть дома, которые уже буквально на ладан дышат. Не получилось отремонтировать их вчера, упустим время сегодня… Завтра, может статься, и ремонтировать будет нечего.
– Но вы, наверное, отдаете себе отчет, что все тяготы по реализации программы капитального ремонта и возможные его издержки лягут в основном на ваш департамент?
– Мы периодически общаемся на глобальные темы с коллегами, и всегда возникает вопрос: а было ли когда-нибудь легко работать в нашей сфере? И всякий раз ответ один – не было. И, наверное, не будет, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Значит, нужно быть готовым к вызовам завтрашнего дня. Но за двадцать три года я привык именно к такой «повестке дня».

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать