– Игорь Николаевич, почему вы взялись за прозу Пушкина?
– Я же питерский! Родился и вырос возле Летнего сада, с детства мысленно мог переноситься в девятнадцатый век. Первые мои режиссерские работы связаны с Пушкиным. Его поэзия и проза совсем не просты, и мало кто умеет хорошо читать их. Мне всегда интересно работать с этим литературным материалом. В данном спектакле для меня самым главным было живое, уважительное, современное отношение к тексту. Для «Станционного смотрителя» выбран жанр на грани литературного театра, чтобы сделать текст более выпуклым. Для пушкинских постановок такой прием особенно важен.
– Почему выбор пал именно на эти две повести?
– Все пять повестей пушкинского цикла абсолютно разные, написанные в разных жанрах. Но «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» – это два полюса: трагедия и комедия. Мне подумалось, что будет интересно, если их соединить. И вот эти две повести, находящиеся как бы по краям цикла, соединились в одном спектакле. Для «Станционного смотрителя» я определил музыкальный жанр как меланхолический вальс, для «Барышни-крестьянки» – мазурка.
– Насколько, на ваш взгляд, современна история «маленького человека» Самсона Вырина – героя повести «Станционный смотритель»?
– Повесть кажется простой, но только внешне. На самом деле в ней заложен глубокий смысл. Это трагедия рока, которая всегда современна. У людей несчастливо складывается жизнь, но не потому, что ктото в этом виноват. Пушкин не дает оценок. Вся прелесть его философии заключается в том, что виноватых нет. Все правы.
– Игорь Николаевич, как, на ваш взгляд, нужно ставить спектакли по классическим произведениям, которые изучают еще со школьной скамьи?
– Надо делать так, чтобы автор, будь он жив, остался доволен постановкой.
– Сегодня на театральных подмостках модно переиначивать классику. Как вы к этому относитесь?
– Да, многие режиссеры делают какието экзерсисы на тему классики, но, к сожалению, от самого произведения ничего не остается. Самое ценное – то, что есть у автора. С другой стороны, есть и опасный момент – уйти в традицию в плохом смысле, когда исчезает современность звучания того или иного произведения.
– Вы ставили «Станционного смотрителя» в Санкт-Петербурге, в БДТ имени Товстоногова. Отличается та постановка от тюзовской?
– Тот спектакль был более литературным. Здесь я решил усилить игровую ткань, драматический момент. И потом ТЮЗ – это другой театр, иная атмосфера.
– Вы впервые работаете в Ярославле?
– Да, но с вашим городом у меня давние связи. В течение нескольких лет я сотрудничал с Камерным театром. А еще делал антрепризные спектакли с актерами Волковского театра. Я снимал в своих сериалах актера ТЮЗа Юрия Иванова. Вообще, с Ярославским ТЮЗом я не раз пересекался на фестивалях, заходили и разговоры о постановках, но до результата дело не доходило. А теперь получилось.
– Игорь Николаевич, есть ли у вас желание продолжать сотрудничество с этим театром?
– Хотелось бы. Мне понравился театр, понравились актеры. С ними легко работать.
факты
Игорь Ларин – режиссер, актер и художник. В 1989 году с группой артистов организовал театр «Особняк», с которым много гастролировал по России и за рубежом. Одновременно с этим создал театр одного актера «Монплезир». Спектакли Ларина – лауреаты всероссийских и международных театральных фестивалей. Творчество Игоря Ларина было отмечено золотой Пушкинской медалью и дипломом Российского фонда культуры. С 1991 года Ларин активно работает как режиссер-постановщик. За 20 лет творческой деятельности им поставлено более 60 спектаклей в театрах России и за рубежом. Заметна его работа и в кино. Он снимался в телефильмах «Черная комната», «Траектория бабочки», «Тайны следствия», «Театральный роман», ставил сериалы «Кулагин и партнеры», «Час Волкова», «В поисках принца», «Морские дьяволы».
Комментарии