02:25
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 ноября 2015

О чем говорят наши рисунки?

Что вы делаете, когда ведете длинный разговор по телефону? Когда сидите на совещании, которое затянулось? Скорее всего, что­то черкаете на листке бумаги. Одни рисуют цветочки, другие – змейки или геометрические фигуры, решетки из диагональных и вертикальных линий. Зачем мы это делаем?

Снимаем стресс

Глубоко, со всеми точками над «i» рисунками никто из ученых не занимался. Это поле для будущих исследований. Но кое-какие ответы есть.
– Человек не может быть обездвиженным, – объясняет психолог, заместитель директора МОУ Центр диагностики и консультирования «Развитие» Анастасия Матвеева. – Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов говорил, что всякая мысль есть движение. Когда создается ситуация вынужденной неподвижности – планерка, телефонный разговор, человек все равно чем-нибудь двигает. Либо языком, либо ногами, либо черкает в блокноте. С точки зрения физиологии, если человек не движется, он не может думать.
Проверяю. Неподвижно слушаю три минуты. Потом начинаю энергично жестикулировать. Удержаться нет сил. При обездвиживании нарастает тревога и наступает стресс, говорят ученые.
– Советский психофизиолог Николай Александрович Бернштейн разделил все движения на пять уровней, – продолжает Анастасия. – Низший уровень присущ всем живым существам. Высший, символические движения, – только человеку.
Когда мы рисуем на совещаниях, то не только думаем, но и неосознанно перерабатываем поступающую информацию.
– Особенно это важно, если информация неприятная, – продолжает Анастасия Матвеева. – Когда сверху навязываются жесткие решения, человек неосознанно злится. Скрытая агрессия тогда видна в прямых, жестких линиях рисунка.
Анастасия Матвеева, как и многие, рисует на планерках. Ее творчество – веточки и цветочки, заполненные замысловатыми геометрическими фигурами. Такие рисунки – зендудлы – модное сейчас в рисовании направление для релаксации.
– Сначала я об этом не знала, – делится опытом Анастасия. – А теперь скачиваю зендудлы в Интернете и раскрашиваю их осознанно, чтобы расслабиться в перерывах. Мы даже спорим с коллегами о зендудлах. «А мы бы эту черепаху не так раскрасили!» – говорят они мне.
Получается, наши цветочки на планерках – это своеобразные зендудлы. С их помощью мы думаем, осмысливаем информацию, снимаем стресс.

Легче изобразить, чем рассказать

Но рисунки нужны не только для снятия стресса. Их давно используют для диагностики психического состояния. «Человек под дождем», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное» – вот некоторые названия психологических тестов. Для диагностики больных детей и детей с проблемами в развитии они почти безошибочны. Из-за недостаточного развития речи детям легче рисовать, чем рассказывать.
Опытному психологу рисунки открывают тайны. Жирные линии вверх-вниз означают тревожность. Перечеркнутые, прерывистые – неуверенность. Замкнутые фигуры – нежелание идти на контакт, их часто рисуют дети-аутисты. Прямые, жесткие линии, звери с зубами, шипами и чешуей — это агрессия. Украшения – пояса, браслеты, сережки – демонстративность. Большое число мелких деталей, когда прорисовывается каждая пуговка на одежде, каждый листочек на дереве, – инертность, медленный переход от одной мысли к другой.
Анастасия Матвеева рассказывает о языке рисунка на конкретных примерах. Вот картинка семилетнего мальчика. У него гиперактивность с синдромом дефицита внимания. У человечка на листе бумаги хорошо прорисованное хитроватое лицо с большими глазами, смеющийся рот, кудрявые волосы. А тело изображено схематично: ноги без стоп, руки без кистей. Одежды нет.
Непонимание своего тела тревожит мальчика: живот карандашного человечка закрашен ярко-синим цветом.
– Когда мальчик вырастет, что он будет рисовать на планерках? – спрашиваю я.
– Не думаю, что он будет на них сидеть. Скорее выберет физическую работу.
Следующий рисунок называется «Юля и мама». Но Юли на нем нет. Есть мама и старшая сестра. Сама Юля в форме зародыша.
Юля – девочка без истории. Три года назад ее со старшей сестрой взяли из детского дома. Шестилетняя сестренка сразу вошла в приемную семью. Она хорошо учится и до сих пор пребывает в эйфории от счастливых перемен в жизни. У Юли все не так. Она до сих пор  не привыкла жить в семье.
– У всех фигур внизу прорисовано украшение на платьях. Девочка назвала их цветочком. Но здесь цветочком и не пахнет. Это фиксация на области гениталий, непонимание, откуда она взялась в новой семье, – объясняет Анастасия Матвеева. – Еще у персонажей сильно прорисован рот. Это вербальная агрессия. Значит, в семье много говорят, но не о том, что важно для Юли. Видно, что у девочки затруднен контакт с близкими. На рисунке у приемной мамы открытые руки, но нет пальцев. У старшей сестры пальцы сжаты в кулаки.

Жил-был клепст

Рисуночные тесты работают на взрослых точно так же, как и на детях. Психологи говорят: изображая что-либо, человек рисует себя – его рукой движет подсознание. Мой знакомый вот уже много лет рисует неких клепстов. Это фантастические зверьки, которые ходят поодиночке и семьями. Что движет рукой автора?
По словам самого «художника», он начинает рисовать спонтанно. Кроме клепстов, которые имеют маленький хоботок, большое брюхо и очень любят есть, при этом «их брюхо никак не может насытиться», он изображает еще мышей, ежей и вообще любит маленьких зверей.
– В детстве у меня была книга «Как зверята ума набирались». Название каждой главы начиналось с буквы, над которой изображалась маленькая зверушка. Некоторые были так хороши, что я их гладил, ковырял пальцем и стер. В одном месте даже была дырка. Когда я понял, что лучшие звери вытерты и я их больше не увижу, сильно затосковал...
Вот как расшифровала это признание и нарисованных клепстов Анастасия Матвеева:
– Мы видим достаточно простое, без прикрас существо. Без обилия деталей, украшений, даже зубов или хвоста. Основная деятельность существа – поглощение пищи. Как правило, это говорит о стремлении человека к новой информации и впечатлениям, к новым людям. Однако глубоких связей он ни с кем не устанавливает («брюхо никак не может насытиться»). Рисунок не закрашен. Это свидетельство пустоты внутри самого «художника». Образ навеян картинкой из далекого детства. Значит, и причину нужно искать там же.

Символика животных

У графологов есть свой словарь изображений. Например, если человек рисует цифры, то он озабочен материальным положением. Если жирно прорисовывает, обводит слова, то утверждает свою правоту.
К рисунку можно подойти и с позиций так называемого культурного символизма. Доктор психологических наук, профессор ЯрГУ Валерий Емельянович Орел считал, что символическое значение животного есть результат исторического и культурного опыта, который вобрал в себя автор рисунка. Иными словами, древний египтянин и римлянин, средневековый европеец или китаец, изобразив кошку, увидели бы в себе разные качества. Египтянин нарисовал бы кошку как символ абсолютного добра. А для римлянина кошка стала бы, наоборот, сверхъестественным злом – в древнем Риме кошек не было. Для китайца это же животное – символ ясновидения. Для русского – символ домашнего очага и семейного благополучия. Такие вот разные интерпретации.
Но в любом случае рисунки помогают нам познать себя. Так что если вы вдруг почувствуете, что запутались в паутине слов, просто возьмите в руки карандаш и рисуйте.

ФОТО с сайта www.person.ks.ua

Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать