13:43
суббота,
14 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 ноября 2016

Обратная сторона нелюбви

18 ноября в России прошел Всероссийский день правовой помощи детям. Впервые в его четырехлетней истории жители Ярославля получили возможность обратиться со своими проблемами сразу по нескольким адресам. Двери для желающих получить ответы  на юридические и психологические вопросы, касающиеся «детских проблем», были открыты во всех территориальных администрациях нашего города.

От развода – до наследства

Официальные результаты Всероссийского дня правовой помощи детям Министерством юстиции еще не объявлены, но уже сегодня понятно, что инициатива по увеличению пунктов, куда люди могут обратиться за помощью, в Ярославле оказалась востребованной. В территориальные администрации горожане обращались не меньше, чем в мэрию города, где тоже велся прием в рамках дня правовой помощи детям. Вопросы, которые задавали юристам родители и законные представители детей, оказались весьма разнообразными. Они касались и смены фамилии ребенка при его усыновлении, и помощи психолога в случаях, когда дети тяжело переживают развод родителей, и юридических аспектов оформления различного рода бумаг: начиная от банальной замены паспорта и заканчивая правильным оформлением наследства.

На вопросы горожан отвечали юристы областной коллегии адвокатов – всего в Ярославской области было задействовано 114 адвокатов, оказавших бесплатную юридическую помощь. Практически в каждом районе на приеме присутствовали представители УФМС, сотрудники отделов по делам несовершеннолетних, прокуроры или их помощники, а также сотрудники отделов по опеке и попечительству районных администраций.

Почему они не хотят жить?

Вряд ли найдется человек, который скажет, что акции, подобные этой, не нужны. Что у ребенка есть семья и этого достаточно – именно у родителей он найдет поддержку. В идеале так и должно быть, но, к сожалению, это происходит далеко не всегда. Недавние трагические события в поселке Красные Струги Псковской области – тому пример. Кто виноват в смерти этих подростков? И почему вообще дети решают свести счеты с жизнью?

Многие связывают рост детского суицида с широким внедрением Интернета и социальных сетей в жизнь молодежи. Именно там, дескать, существуют «группы смерти», в которых наши подростки получают навыки того, как быстрее уйти из жизни. Так ли это на самом деле и что говорит по этому поводу статистика?

– В прошлом году в Ярославской области зафиксировано пять случаев законченного суицида в среде несовершеннолетних, – говорит начальник отделения по организации деятельности подразделения по делам несовершеннолетних управления внутренних дел по Ярославской области Светлана Морозова. – Четверо погибших детей были из неблагополучных семей и не имели в пользовании даже сотовых телефонов, не говоря уж о компьютерах.

В Ярославской области приходится 1,8 случая детского суицида на 100 тысяч населения. Это средний показатель по ЦФО и довольно благополучный (если тут вообще уместно говорить о благополучии). При этом Ярославская область – одна из немногих в ЦФО, где услуги интернет-провайдеров, как сотовых, так и сетевых, одни из наиболее доступных в России.

Что же касается суицидов незавершенных, тех, где дети остались живы, то их точную статистику вести практически невозможно.
 
– Дело в том, что при выявлении случая незаконченного суицида ребенка необходимо поставить на учет в психиатрическую лечебницу, – поясняет начальник отдела по вопросам соблюдения прав несовершеннолетних прокуратуры Ярославской области Дмитрий Дьяков. – Но здесь в лице родителей или законных представителей ребенка мы имеем не союзников, а противников. Дело в том, что подобный штрих в биографии серьезно осложняет будущее человека при трудоустройстве или выборе учебного заведения. То же касается и работы с детьми, ставшими невольными свидетелями попытки суицида. С ними также должны работать специалисты, но они зачастую не имеют возможности исполнить свой врачебный долг по причине несогласия родителей.

Что касается усилий власти по предупреждению суицидов среди молодежи, то здесь работа ведется большая. В Ярославской области 12 центров УВД работают круглосуточно в режиме «горячей линии». Их главная функция – принять сигнал и скоординировать действия специалистов, призванных предоставить помощь.

Но, увы, этого недостаточно. Дети, потерявшие веру во взрослых, в первую очередь в своих родителей, вряд ли обратятся за помощью к чужим дядям и тетям.

Верните обществу милосердие

Из этого следует вывод – бороться нужно не с суицидом как таковым, а за судьбу каждого ребенка. Что с каждым годом делать все сложнее: детей с подвижной или, как говорят врачи, лабильной психикой становится все больше.

– Европа не зря уже несколько десятков лет пытается буквально насаждать толерантность по отношению не только к детям, имеющим слабую психику, но и к тем, кто страдает серьезными неизлечимыми психическими заболеваниями, – комментирует ситуацию один из сотрудников психоневрологического диспансера, участвовавший в оказании бесплатной правовой помощи детям. – Есть по большому счету только один гарантированный способ довести ребенка до самоубийства: заставить его поверить, что он никому не нужен, что он вообще лишний в этом мире. Иной раз с таким давлением не справляются даже взрослые с вполне сформировавшейся психикой. Одних только мер юридической гос-
поддержки здесь мало, хотя и они, безусловно, важны. Нужно возвращать обществу милосердие, то есть научиться принимать и любить детей такими, какие они есть. Что получается пока далеко не лучшим образом и не у всех.
Автор: Анатолий Кононец
Фото с сайта m.progorodnn.ru

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать