12:46
четверг,
7 ноября 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 сентября 2016

Одинокий волк желает познакомиться

В дикой природе места хватает для всех животных. А как быть с обитателями зоопарка, которые живут в вольерах и клетках, чье пространство ограничено? Где размещать появляющихся на свет  оленят, слонят, львят и прочий приплод?

Психически уравновешенный зверь

У самки пятнистых оленей за год стабильно появляется на свет один детеныш. А если олених в зоопарке пять? Через три года оленят будет десятка полтора – целое стадо, для которого нужна огромная территория, да и прокормить их затруднительно. Чтобы решить эту проблему, зоо­парки обмениваются «лишними» малышами или продают их.

Правда, есть категория животных, на которых это правило не распространяется. К ним относится население контактного зоопарка: белки, козлята, ягнята, телята, утки, гуси, цыплята, кролики… Таких животных нужно много.

– Эти животные постоянно контактируют с людьми, поэтому к ним предъявляются повышенные требования в плане здоровья и психической уравновешенности, – рассказывает заместитель директора Ярославского зоопарка Марина Степанова.

Если зверюшки перестают спокойно воспринимать поглаживания, начинают нервничать, сторониться людей, то их «увольняют» из контактного зоопарка. Им срочно нужна замена. То же происходит, если зверь заболевает. Кроме того, ветеринары рекомендуют менять птиц каждые 2 – 3 года. Вот для таких случаев в зоо­парке всегда существует резерв.

Нередко используются в качестве подопытных, причем не только в зоопарке, грызуны – мыши, крысы, хомячки. Некоторые мелкие животные служат пищей для хищников – такова жизнь. А значит, их должно быть достаточное количество.

Подарите мне тигренка

Недавно в Ярославле появились два альпака. Южноамериканские парнокопытные были куплены в Анапе, обошлись они в 550 тысяч рублей с учетом транспортировки и ветеринарных процедур. Но, как объяснила Марина Степанова, большинство обитателей Ярославского зоопарка – подарки коллег из Евроазиатской ассоциации зоопарков и аквариумов.

Наши соседи из Иванова – этот зоопарк входит в ассоциацию – презентовали Ярославлю журавлей, степных орлов, двугорбых верблюдов, волков. Из Сербии привезли антилоп, зебр, лошадь Пржевальского. Восточноафриканская Танзания отдала в Ярославль уникальных белых львов, сурикатов, гепардов. Московский зоопарк передал осликов. Из частных коллекций пришло пополнение в виде кайманов и сервала. Были и подкидыши. Например, четыре года назад к воротам зоопарка подбросили пару мышиных лемуров.

Но наш зоопарк не только принимает, но и сам делает презенты коллегам. Когда белые львы Ярос и Лава обзавелись потомством, малышей подарили другим зоопаркам. Новорожденных нельзя оставлять вместе с родителями. В дикой природе львы живут прайдом – в составе семьи может быть только один самец, поэтому глава семейства выгоняет других особей мужского пола, достигших полуторагодовалого возраста. Они должны создавать свои семейные ячейки. Девочку тоже нельзя держать с родителями, чтобы избежать инцеста и ухудшения генофонда. Поэтому, хоть и жаль было расставаться с редкими львятами, но пришлось. Один из них отправился в Ивановский зоопарк.

Животные-холостяки

В Ярославском зоопарке живет тигр Тамерлан. Подобрали его в Подмосковье на свалке, куда замученное животное, вероятно, выкинули из частного зоопарка. Хищника выходили и отправили к нам. Но найти ему спутницу жизни нелегко. Во-первых, стоит самочка тигра около двух миллионов рублей. Во-вторых, беременной самке требуется в три раза больше места, чем самцу. Поэтому сначала нужно создать для будущей семейной пары подходящие условия – просторный вольер – и лишь затем купить тигрицу.

Маются в одиночестве рысь и барсук. Цены на этих животных не запредельные – 200 и 20 тысяч рублей соответственно, но для вынужденного одиночества есть свои уважительные причины. Для барсука, например, нужна подруга-ровесница, найти ее непросто.

Есть в нашем зоопарке и две «мужские группы»: волки и медведи. Волки обычно держатся стаей во главе с вожаком. На свободе четко определено, кто с кем в паре, а волчий смотрящий следит за соблюдением «института брака». Но в Ярославском зоопарке самка умерла, остались одни «мужики». Приводить к ним новую волчицу – перессорить всю стаю. Кстати, в одном вольере с волками живут и два медведя. У них тоже нет подруг.

Несколько иная ситуация с северными оленями. У нас их было целое стадо, но оно осталось без самца. Заказать новых оленей в питомнике сейчас невозможно, в районе, где он находится, зарегистрировали вспышку сибирской язвы и был объявлен карантин.

Семья гепардов

Шесть лет назад в Ярославль привезли пару гепардов. В природе этих животных немного, в диких условиях их потомству трудно выжить. В зоопарках же гепардам размножаться сложно. Для самки требуется большая территория, так как вне периода спаривания она живет отдельно от самца.

– Сейчас мы создали для гепардов необходимые условия и очень надеемся, что они дадут потомство, – говорит Марина Степанова.

Хорошо размножаются в зоо­парке лисицы, норки, а вот енотовидные собаки дают приплод крайне редко. Черные лебеди приносят одного-двух птенцов в год, белые лебеди – реже. Не реагирует на самку лебедь-трубач. Не складываются «отношения» у нерп, зебр и верблюдов.

У верблюжьей пары проблема с размножением. В планах получить одногорбого верблюда из казахстанского зоопарка.

Сами ярославцы получают зверей в обмен на пятнистых оленей. Их в нашем ландшафтном зоопарке много – 11 особей. У них правильно сформирована группа, доминантные производители не имеют родственных отношений с самками. Олени – ярославская «валюта». Каждый год у них появляется на свет по 5 – 6 малышей. На оленят уже выменяли аистов, лебедей, гусей.

Косули выросли в цене

В ближайших планах Ярославского зоопарка – туры, одногорбый верблюд, благородный и северный олени… Для этих животных уже выделена территория, осталось их купить или обменять и доставить в Ярославль. Первыми у нас должны появиться туры.

Кстати, цена на животных зависит от многих факторов – родословной, здоровья, возраста, внешнего вида. В прошлом году, например, у косуль была одна стоимость, а нынче они оказались востребованы и стоимость грациозных животных выросла. Причем цены на них существенно отличаются.

– В Москве животное может стоить 150 тысяч рублей, а в Челябинске, где косуль много, всего 15 тысяч, – поясняет заместитель директора зоопарка Марина Степанова.

А когда же в нашем зоопарке поселится слон или жираф? По словам Степановой, жирафа сейчас можно приобрести за 2 миллиона 300 тысяч рублей, на рынке животных это сравнительно недорого. Но пока Ярославль приобретать жирафа не планирует. Сколько в этом году стоит слон, точно сказать трудно. Пять лет назад его можно было купить за 160 тысяч евро, по сегодняшнему курсу это около 12 миллионов рублей. Если учесть, что за пятилетку цена наверняка выросла, то серый гигант обойдется еще дороже.

– Зоопарки слонов приобретают, как правило, парами, поскольку важно получить от них потомство, чтобы сохранить популяцию. Но купить – это еще полдела. Теплолюбивое животное надо зимой где-то содержать. Для этого нужен большой, примерно 7 – 8 метров в высоту, слоновник, а к нему еще пристройка для корма и инвентаря. Проект слоновника у нас есть, но до его реализации пока далеко, – продолжает Марина Степанова.

Примерно та же ситуация с пингвинами и белыми медведями. Только если для теплолюбивых животных надо делать убежище на зиму, то для гостей с полюсов холода – летние домики. Более близки к воплощению планы по обустройству приматника для 14 – 15 видов обезьян.
Автор: Владимир Кобылинский
ФОТО Ирины ШТОЛЬБА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать