02:42
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 октября 2010

Они танцуют «соус»

Юрист строительной компании Наталья УСТИНИНА учит ярославцев кубинскому танцу.

На одной волне
– Шесть дней в неделю я после основной работы иду преподавать сальсу. Возвращаюсь домой часов в 11 ночи, уставшая, но это такое приятное ощущение. Иначе мне нельзя. Чтобы сальса­движение в Ярославле жило, надо как можно больше людей в него вовлекать, – рассказывает Наталья Устинина.
Что же это за танец такой, который требует от серьезных людей с ответственной работой подобных жертв?
Со стороны он выглядит как танец рук. Мужчина и женщина переплетают их, образуя ручные кольца разных форм, ныряют под них, проходя за спиной друг у друга, не разрывая рук. Это переплетение просто завораживает. Сальса – один из так называемых социальных танцев. В бальных танцах партнерша делает все сама, но изображает, что ее ведет мужчина. В социальных же девушка должна слушать партнера и ждать импульса на движение от него.
Наталья Устинина все свои школьные годы занималась бальными танцами, а когда пришло время выбирать профессию, она пошла учиться на юриста. Танцы в это время ушли глубоко внутрь души, уступив место статьям, поправкам, прецедентам и прочим юридическим премудростям. Наталья окончила университет и стала юристом.
В 2007 году девушка узнала, что в Ярославле Константин Хабаров ведет сальсу. Девушку разобрало любопытство. Она в бальных танцах больше всего любила латино­американские, и ей захотелось взглянуть, что же это за сальса такая. Впервые попав на занятие, Наталья сразу влюбилась в этот танец.

Здесь вам не латино – тут климат иной
Наташу, «бальницу» с многолетним стажем, поразило то, что партнерша должна слушать мужчину, ждать его ведения. Ее прежний опыт базировался на том, что каждый танцует сам по себе, и пара доводит одни и те же движения до автоматизма. В сальсе же партнер по-настоящему ведет, и женщина не знает, каким будет следующее движение. Полная и очаровывающая импровизация. Вкусив ее, танцевать по уставу больше не захочешь. Месяца через 3 – 4 после прихода Натальи в сальсу Константин стал привлекать девушку к преподаванию. Все-таки десять лет танцевальной подготовки дали Наталье прекрасное чувство ритма и пластичность. И когда через год Хабаров решил забросить сальсу, падающее танцевальное знамя подхватила Наташа. Правда, к тому времени осталось лишь несколько пар. Но девушка преподавала еще латиноамериканские танцы в женской группе. Она рассказала ученицам про сальсу, и те с удовольствием стали ходить на нее. Одна из девушек, Аня Неверова, училась на переводчика, самостоятельно выучила испанский язык и создала вместе с единомышленницей клуб любителей испанской культуры «Карамба». Часть влюбленных в танец стали еще изучать и культуру испаноговорящих стран. А те, кто пришел в «Карамбу» заниматься языком, попутно увлеклись сальсой.
Получилось два клуба со смежными интересами, которые стали подпитывать друг друга. Туда потянулись люди преимущественно от 25 до 45 лет. Молодежь обычно социальные танцы плохо воспринимает. Большинству хватает современных клубных, а сальса требует более глубокого эмоционального проникновения, приходящего с годами. В большинстве своем заниматься сальсой Касино хотят так называемые гуманитарии: психологи, переводчики, медики, педагоги. В общем, все те, кто в силу своей профессии много общается с людьми. Хотя есть и математики, технари, программисты.

Жизнь в стиле сальсы
Сальса неожиданно стала перестраивать и жизнь Наташи. Девушка начала подгадывать свой отпуск так, чтобы поехать в те города России и Европы, где проходят фестивали сальсы. Побывала в Италии, Испании, Германии, Украине и везде совмещала отдых с изучением танца. Ее мама была рада, что дочка вновь живет тем увлечением, что занимало так много места в ее школьной жизни. Мама и сама иногда ходит на сальсу. Папа обреченно махнул рукой: «Занимайтесь, чего уж там…»
– Танцы – это лучший способ пережить неприятное событие и поднять настроение. Сальса имеет огромную энергетику, она не только снимает напряжение, но и заряжает тебя позитивом, и это хорошо отражается на работе, – признается Наташа.
Девушка трудится исполнительным директором в проектно­строительной компании. А вечерами преподает сальсу помимо своего клуба еще в двух танцевальных школах. И это дает свои плоды: сейчас про ярославскую сальсу знают в России. Наши сальсерос уже ездят на мастер­классы в другие города, а иногородние преподаватели стали приезжать с семинарами в Ярос­лавль.
– А не было желания съездить на Кубу – родину танца? – интересуюсь я.
– К нам недавно приезжал Станислав Швецов, преподаватель сальсы из Нижнего Новгорода. Он рассказал, что научиться сальсе на Кубе невозможно. Хорошие учителя уже все перебрались в Европу и преподают там. А у местных жителей перенимать технику сальсы бесполезно. У них врожденная пластика, и им даже в голову не может прийти, что плавному движению плеч, которому в России посвящают месяцы тренировок, надо учить. Оно у них в крови. Если и ехать на Кубу, то чтобы пропитаться духом танца.
Летом ярославские сальсерос собирались один­два раза в неделю и танцевали прямо на улице. Народ интересовался, кто­то даже подходил и брал телефоны, чтобы потом прийти в группы для начинающих. Потом сальса­клуб нашел братьев по паркету – ярославский танго­клуб. Историки говорят, что танго и сальса вышли из одного танца. Так или нет, неизвестно, но два социальных танца тянутся друг к другу. Часть сальсерос стали учить аргентинский танец, а тангерос увлеклись сальсой. Они даже проводят совместные вечера, где танцуют то танго, то сальсу.

Мнение
– Замечательно, что у нас в городе появляются такие коллективы. Это говорит о том, что в Ярославле много интересных, творческих людей. Если им нужна поддержка, они могут обратиться к нам. Мы постараемся помочь им найти руководителя, помещение. Практически при каждом муниципальном Доме культуры есть подобные взрослые коллективы. В ДК «Строитель», например, больше четырех лет занимаются другим социальным танцем – танго. Финансами мы помочь можем не всегда, но организационно – пожалуйста, – говорит заместитель начальника управления культуры мэрии города Ярославля Александр Муравьев.

Любопытно
Танец сальса (переводится как «соус») делится на два вида и пять основных подвидов. «Круговая» сальса, в нее входят: кубинская сальса (Касино), венесуэльская (доминиканская) и колумбийская сальса. «Линейная» сальса, или сальса Cross-body style, к ней относятся сальса Лос-Анджелес, Лондон, Нью-Йорк, Палладиум и Пуэрто-Рико. Сальса Касино, которую танцуют в Ярославле, – это кубинский танец, он начал развиваться с середины ХХ века. Примерно в 1956 году в клубе Casino Deportivo некоторые пары стали отделяться от общего кругового танца, который любили в этом клубе, и танцевать независимо от остальных пар. Так появился парный танец Casino, принявший название места, в котором он возник.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать