07:15
суббота,
27 июля 2024 г.
13.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 апреля 2015

Осторожно, переход!

На днях в  правилах дорожного движения опять произошли изменения. Причем на этот раз нововведения касаются не только автомобилистов — теперь и у пешеходов появились новые дополнительные возможности. И новые дополнительные риски.

По диагонали удобнее?

Правительство РФ подарило россиянам диагональные пешеходные переходы. Что это такое? Раньше, чтобы перейти на другой угол большого перекрестка, пешеходам нужно было пересекать дорогу дважды. И, конечно, были те, кто, экономя время, бегал по диагонали. Их ловили и штрафовали, приучая  соблюдать правила безопасного поведения на дороге.
Теперь такие диагональные пересечения перекрестков будут узаконены официально там,  где появится разметка «зебра», нанесенная крест-накрест. Такие экспериментальные переходы уже есть в Москве на регулируемых перекрестках. В Ярославле, как пояснили в департаменте городского хозяйства мэрии, решение о внедрении новшества примут после того, как на федеральном уровне разработают и утвердят пакет нормативных актов. Так что в ближайшем будущем нам придется пересекать перекрестки по старой разметке и по старым правилам.
Но, может быть, это и к лучшему. Как показывает опыт, наши граждане еще не научились безопасно пользоваться даже привычными с детства «зебрами», пересекающими проезжую часть по кратчайшему расстоянию – под прямым углом к тротуарам.

Зона повышенной опасности

Казалось бы, именно пешеходные переходы призваны обеспечить безопасность. Однако, как ни странно это звучит, в России они – зона повышенной опасности. Как отмечают специалисты, в крупных городах страны с 2004 года наблюдается рост наездов на людей на пешеходных переходах. В прошлом году в целом по стране их было зафиксировано 19650 (рост на 10,3% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом), количество пострадавших достигло 20939 человек, в том числе погибли 1243 человека.
Как сообщили в управлении ГИБДД по Ярославской области, есть своя печальная статистика и у Ярославля. И она подтверждает, что пешеход является полноценным и равноправным участником дорожного движения. Так, каждое третье ДТП в Ярославле (191 из 551 за прошлый год) произошло с участием пешеходов, из них еще треть – на пешеходном переходе. Причем фигурируют в происшествиях как нерегулируемые, так и регулируемые переходы.
Конечно, в большинстве случаев виноваты автомобилисты. Например, наезды на нерегулируемых пешеходных переходах чаще всего происходят по вине водителей, которые не снижают перед «зеброй» скорость, заметив же пешехода в последний момент, уже не могут затормозить. Однако не стоит недооценивать и «безлошадных» граждан – 26 ДТП с участием пешеходов было спровоцировано ими самими, причем каждый седьмой (4 человека) при этом погиб, а 22 человека пострадали.

Лучше перестраховаться

Почему так происходит? Вступая на «зебру», человек считает себя защищенным, и часто такая уверенность, переходящая в беспечность, приводит к непоправимым последствиям. Порой, особенно в плохую погоду,  человек идет в куртке с капюшоном, шагает на дорогу, даже не повернув головы, чтобы убедиться, что автомобиля рядом нет. А ведь машину в один момент не остановишь. Даже при разрешенной скорости 60 километров в час остановочный путь автомобиля в зависимости от дорожного покрытия, погодных условий, технического состояния транспортного средства может быть как 25, так и 125 метров.
Еще одна серьезная проблема – мы живем в северной стране, где преобладает темное время суток. А в сумерках и в темноте пешеходов очень плохо видно. По новым правилам дорожного движения, которые вступят в силу с 1 июня этого года,  обязательные светоотражающие элементы должны присутствовать на одежде пешеходов вне населенных пунктов. Но и город у нас не настолько хорошо освещен, особенно в спальных районах, чтобы недооценивать это ноу-хау. Поскольку если пешехода в темное время суток видно не далее чем за 30 метров, то при наличии  светоотражателей его заметно уже за 140 метров. Это дает водителю возможность своевременно среагировать.
Конечно, если пешеход пострадал не по своей вине, он сможет подать в суд, возможно, получит какую-то компенсацию. Но кто вернет ему здоровье? Так что лучше перестраховаться даже на пешеходном переходе.

Светофоры  и «лежачие полицейские»

И ГИБДД, и муниципальная власть предпринимают меры, призванные обеспечить безопасность пешеходов даже вне зависимости от их собственного желания. Сотрудники Госавтоинспекции проводят рейды по выявлению нарушений правил дорожного движения как со стороны пешеходов, так и со стороны водителей, организуют профилактическую работу, обращаются в органы власти с требованием установить искусственные неровности («лежачие полицейские»), светофоры и так далее. Активно работает в этом направлении и мэрия Ярославля.
Как рассказал недавно на заседании постоянной комиссии муниципалитета города заместитель начальника управления транспорта, связи и организации дорожно-транспортной инфраструктуры ДГХ мэрии Игорь Шоронов, в 2014 году в Ярославле проведен целый ряд мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
В рамках муниципальной и федеральной программ установлены дорожные знаки и  искусственные неровности на улицах Зелинского (у школы № 86), Лизы Чайкиной (у детского сада «Ладушки»), Угличской (у школы № 30); появились пешеходные ограждения на Суздальском шоссе на пересечении с улицами Гоголя и Старой Костромской, на перекрестках проспекта Дзержинского с улицей Громова, проспекта Октября с улицами Чайковского и Победы и в других местах; оборудованы светофорные объекты на перекрестках Большой Федоровской и Которосльного переулка, Большой Норской и улицы 1905 года, на проспекте Дзержинского у дома № 4; реконструирован светофорный объект на пересечении проспекта Дзержинского с улицей Громова. На этом перекрестке сделаны тротуары и ограждения, на всех выездах с улицы Громова смонтированы светофоры, место для разворота троллейбусов отделено от основной проезжей части ограждением.
За минувший год в городе установлено 497 новых и восстановлено 515  дорожных знаков, а 288 пешеходных переходов оборудовано дорожными знаками повышенной яркости на флюоресцентно-желтой основе. В целях улучшения видимости на пешеходных переходах выполнены работы по понижению ограждений на разделительных полосах на проспектах Машиностроителей, Фрунзе, Московском, Ленинградском, перекрестках проспекта Дзержинского с улицей Громова, проспекта Машиностроителей с улицей С. Орджоникидзе. В этом году работы продолжатся на проспектах Октября и Машиностроителей в районе остановок «Улица Саукова» и «Улица Папанина».
Но – увы! – все эти меры не гарантируют стопроцентной безопасности, если сами пешеходы и водители не станут аккуратнее и законопослушнее.  

Опасный подарок

Но вернемся к новым – диагональным – переходам. Как считают эксперты, принятое правительством решение – палка о двух концах. В частности, такого мнения придерживается председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. Двигаясь по диагональному переходу, пешеход находится на проезжей части гораздо дольше, часть пути преодолевает спиной  к автомобилям, да еще и вынужден контролировать вдвое большее, чем обычно, количество полос. Это практически лишает его шанса уклониться от зазевавшегося водителя.
Резко повышает риск быть сбитым переключение светофоров на ночной режим. Это происходит, как правило, после 23 часов, когда пешеходный переход превращается в нерегулируемый. Да еще и видимость в темное время суток существенно снижается.
Но самое страшное, как считают специалисты, это разрушение стереотипа безопасного поведения пешехода на дороге. Ведь одно из правил, которое мы постигали еще в детстве, – в целях безопасности пересекать проезжую часть по кратчайшему расстоянию или, как гласили раньше правила дорожного движения, под прямым углом. Теперь шаблон будет разрушен, и не факт, что на перекрестках, где нет диагональной «зебры», пешеходы не начнут бегать через проезжую часть как им вздумается.

Не торопитесь на дорогах! Помните, что в попытке сэкономить минуты своей жизни вы рискуете потерять ее.

ФОТО  Сергея ШУБКИНА

Автор: Юлия Михиенкова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать