Памятники спорного значения
В конце октября в Ярославле по инициативе управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области в Мукомольном сквере установили памятник императору Александру II.Это событие вызвало в городе неоднозначную реакцию. Почему там? Какое отношение император всея Руси имеет к Ярославлю? И отчего бюст установили судебные приставы?
Почему бы и нет?
Начнем с того, что памятник императору Александру II был установлен в Ярославле к празднованию 150-летия службы судебных приставов в России. Почему же именно к этой дате? Дело в том, что 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов, касающихся судебного производства. Среди них «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Дата 20 ноября и считается днем рождения службы. Но почему именно в нашем городе поставили памятник? Ведь есть некое негласное правило, что в городах ставят монументы местным знаменитостям, а в Москве и Санкт-Петербурге людям, прославившим Россию.
– А почему бы такому памятнику не появиться именно в Ярославле? Где прикажете ставить памятник Марии Склодовской-Кюри? Только там, где она родилась, – в Варшаве? Есть люди, которые находятся над пространством и временем. Император Александр II из таких, – считает инициатор установки памятника, председатель общественного совета при ярославском управлении службы судебных приставов Георгий Садчиков.
Чужие среди своих
Из этих двух логик – местечковой и космополитной – Ярославль старался придерживаться первой. Например, в советские годы были открыты памятники известным ярославцам: Н.А. Некрасову, Ф.Г Волкову, Л.Н Трефолеву, Ф.И. Толбухину. Впрочем, официально признанных памятников в честь ярославцев в городе примерно половина, остальные поставлены людям, которые и в Ярославле-то не бывали. К примеру, памятник «болгарскому Ленину» Георгию Димитрову был подарен Болгарией Ярославлю в знак дружбы. Карл Маркс, как известно, тоже чужой для наших земель. А вот Михаил Фрунзе несколько раз приезжал в Ярославль. Видимо, этого оказалось достаточно, чтобы установить памятник советскому военачальнику и видному государственному деятелю и на Ярославской земле.
В российской истории нашему городу до поры до времени удавалось избегать монументов «с чужими корнями». Зато мы увековечили память знаменитых земляков: у нас появился монумент Ярославу Мудрому, памятники певцу Леониду Собинову и летчику Амет-Хану Султану, в Заволжском районе – Аллея соловецких юнг. Пожалуй, единственным исключением стал памятник Петру и Февронье, открытый в 2009 году. Впрочем, монументы этим святым, покровителям семьи, появились во многих городах России.
И вот в 2015 году произошло «нашествие» на Ярославскую землю. Были открыты два (!) памятника основателю ВДВ генералу Василию Маргелову, затем установили монумент военным финансистам и семь бюстов финансистов – Героев Советского Союза. Какое отношение имеют десантные войска к Ярославлю, неизвестно. Быть может, это «памятник-аванс», потому что в ближайшие годы у нас появится часть ВДВ? Монумент военным финансистам тоже сложно «притянуть» к Ярославской земле, поскольку в годы войны училище не находилось в нашем городе и вернулось сюда лишь в 1957 году. А в 2010-м это учебное заведение и вовсе было переведено в Москву. Что касается семи финансистов, никто из них не имеет ярославских корней. Парадоксальная ситуация.
Третье явление императора
Александр II в Ярославле был проездом всего два раза: в 19-летнем возрасте и в 40-летнем. Но все же был! Поэтому если бы судебные приставы решили установить памятник рядом со своим зданием, то к ним вообще бы не было никаких вопросов. Северная железная дорога так и поступила – установила памятник Савве Мамонтову на своей территории, никого не спросив. Да и не требуется в этом случае разрешение.
Но если место предполагаемой установки памятника находится в муниципальной собственности, то походов по инстанциям не избежать. Нужно согласование с департаментом архитектуры и земельных отношений города, а при необходимости еще и с департаментом культуры Ярославской области. Особенно если место, где будет находиться монумент, относится к категории общественно значимых, посещаемых. Приставы пошли по этому пути.
– В первую очередь нами было написано письмо в мэрию о возможности выделения земельного участка либо места для установки памятника Александру II. В мае проводились слушания по этому вопросу в городской топонимической комиссии, – рассказывает руководитель ярославского УФССП Александр Юдин.
Вышеназванная комиссия в таких вопросах имеет лишь право совещательного голоса. Но больше обращаться по сути некуда – организации, которая могла бы оценить возможность и, если хотите, логичность установки памятника в том или ином месте, в Ярославле просто нет. Так вот на том заседании члены комиссии говорили судебным приставам, что обычно памятники выдающимся государственным деятелям принято устанавливать в столичных городах, в тех местах, где они жили. Отмечали также, что на территории открытых городских пространств надо учитывать художественные качества объектов. Поэтому посоветовали рассмотреть варианты установки бюста на территориях, связанных с судебными органами: около управления службы судебных приставов, юридического факультета ЯрГУ, у судов. Но в итоге комиссия при 10 «за» и одном воздержавшемся проголосовала-таки за установку памятника. Правда, его конкретное место на том заседании не обсуждалось.
Свято место пусто не бывает
Ярославские приставы обратились в управление земельных ресурсов мэрии за разрешением использовать для установки памятника участок в сквере в Мукомольном переулке. Меж тем там планировалось установить совсем другой монумент – точнее, памятный знак «Выдающимся предпринимателям-меценатам».
Дело в том, что еще в октябре 2010 года мэрия города объявила конкурс на лучший проект по благоустройству сквера, ограниченного Мукомольным и Октябрьским переулками и улицей Большой Октябрьской. В нем приняли участие 16 проектов. Жюри отобрало 11 работ. В апреле 2011 года определили победителя. Авторы работы – художники и архитекторы во главе с Анатолием Мартыновым, членом Союза архитекторов России, предлагали увековечить имена Алексея Васильевича Локалова, Аркадия Николаевича Цехового, а также Ивана Александровича Вахромеева, внесшего огромный вклад в развитие промышленности, инфраструктуры, архитектурного облика и культуры Ярославля на рубеже XIX – XX веков.
– Это должен был быть двусторонний прорезной барельеф в виде портрета меценатов. Деньги на монумент хотел собрать Фонд содействия развитию города Ярославля, – рассказывает автор проекта Анатолий Мартынов.
По словам исполнительного директора Фонда содействия развитию города Ярославля Екатерины Вагановой, письма с просьбой профинансировать создание барельефа предприятиям города были направлены, но, к сожалению, желающих не нашлось. А свято место, как известно, пусто не бывает…
– Служба судебных приставов действительно подала к нам заявление, – говорит начальник отдела охраны памятников департамента архитектуры и земельных отношений Ольга Сизова. – Но потом отозвала его. Так что разрешения на использование участка на момент установки памятника у них не было. Правда, сейчас судебные приставы снова подали заявку, чтобы получить разрешение на участок, который они уже используют.
Такая вот интересная ситуация.
Глава ярославских судебных приставов Александр Юдин уверяет, что его ведомство не потратило на создание памятника ни копейки. В рамках патриотического проекта «Аллея российской славы», автором которого является меценат из Краснодарского края Михаил Сердюков, ярославскому управлению службы судебных приставов передали бесплатно бюст Александра II. А деньги на постамент, как нам сообщил Александр Юдин, выделили один из ярославских заводов, адвокатская фирма и физическое лицо.
Все это, конечно, прекрасно. Если бы не одно «но». Все-таки в деле установки памятников в любом городе, и Ярославль здесь не исключение, не помешало бы навести порядок. Ярославцам совсем не все равно, чьи бюсты и монументы будут стоять на улицах города, в его парках и скверах. Так, может, нам, горожанам, тоже дадут право решать: какой памятник нужен Ярославлю, а какой нет?
P.S. Как выяснилось, в Ярославле нет организации, которая могла бы профессионально оценить целесообразность установки того или иного памятника. Ей могла бы стать и топонимическая комиссия, официально именуемая городской межведомственной комиссией по наименованию объектов улично-дорожной сети в городе Ярославле. Сейчас она имеет лишь право совещательного голоса. А хорошо бы упорядочить монументальное искусство в Ярославле. К разговору на эту тему приглашаем краеведов, архитекторов, историков, депутатов и всех неравнодушных горожан.
ФОТО Сергея ШУБКИНА
Комментарии