02:52
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 февраля 2011

Персональная утилизация

Сотрудники фирмы по утилизации цифровой техники приехали на вызов. Забрали несколько десятков старых компьютеров и услышали вопрос: «Сколько вы нам за них дадите?»– Это вы нам должны. С вас 3 тысячи рублей, – ответили «могильщики компьютеров», чем несказанно удивили владельцев ПК. И в самом деле как это – ты отдаешь человеку ценные вещи и еще за это ему платишь?!

Федеральный закон гласит…
– Изначально наша фирма занималась только ремонтом и обслуживанием офисной техники. В ходе работы выяснилось, что у многих клиентов склады забиты старыми принтерами, ксероксами, мониторами. Причем владельцы отслужившей техники не задавались целью копить все это богатство, они просто не знали, куда можно выкинуть этот так называемый мусор, – рассказывает руководитель одной из ярославских фирм по утилизации цифровой техники Андрей Хмелев.
Те же компьютерные мониторы выбрасывать в ближайший мусорный контейнер запрещают как минимум два федеральных закона – «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления». В старых, неплоских, кинескопах есть ртуть, а это, как известно, очень вредное вещество. Именно поэтому отслужившие свое мониторы нужно отвозить в специальные организации, занимающиеся утилизацией подобной техники.
Нельзя бросать в мусорные баки и ксероксы, принтеры, а также компьютерные клавиатуры, «мыши»… В составе этой оргтехники множество различного пластика. Эти вещества не опасны в готовом изделии, а вот попав под воздействие окружающей среды, пластик начинает активно разлагаться, выделяя сильнейшие яды.
Системные блоки, цифровые фотоаппараты, ноутбуки, сотовые телефоны также подлежат утилизации. Внутри них есть электронные платы, которые содержат микроскопическое количество серебра, золота, платины (в чистом виде или сплавах), а российские законы запрещают бесконтрольное обращение драгметаллов. Несмотря на это, многие россияне предпочитают «не знать» о действующих федеральных законах и продолжают складировать оргтехнику у ближайшего мусорного контейнера. Цивилизованный способ решения проблемы – заключение договора с имеющими лицензию на утилизацию цифровой техники организациями – нашим согражданам как­то не приглянулся. Не готов еще российский человек к тому факту, что он обязан платить за «мусор».

Сдаем тонны – получаем граммы
Утилизация компьютерной техники – дело достаточно сложное. Сначала компьютер разбирают на части. Все железо идет на металлолом: с одного системного блока можно «наковырять» 6 – 7 килограммов металла. Пластмасса уходит на вторичную переработку. А вот электронные платы отвозят на аффинажный завод, который занимается выделением драгоценных металлов. Но озолотиться на этом не получается.
Судите сами. Электронные платы весят от 20 до 100 граммов. За два года работы ярославская фирма по утилизации цифровой техники отправила на переплавку две газели электронных плат. Это примерно 2 тонны. И из этого выплавили по 2 грамма золота и платины и 20 граммов серебра. Получили сотрудники фирмы за все это богатство меньше 10 тысяч рублей, хотя самому заводу за услуги заплатили около ста тысяч. Да и за сдачу в металлолом стальных корпусов и прочего железа им платят не так много – около 40 тысяч рублей в год.
Но и в убытке, прямо скажем, фирма не остается, хотя прибыль имеет минимальную. Организации платят за утилизацию сущие копейки – от 100 до 300 рублей за единицу техники. Здесь стоимость услуг зависит от размера техники, которая подлежит утилизации: чем больше, тем дешевле она обходится владельцу. Например, системный блок можно отдать на утилизацию за 100 рублей, а цифровой фотоаппарат уже за 300. Дело в том, что чем меньше техника, тем труднее ее разбирать на запчасти: для ноутбуков и фотоаппаратов нужны специальные миниотвертки, да и времени на то, чтобы их «разложить на части», требуется гораздо больше.
По словам Андрея Хмелева, чаще всего сейчас сдают старые мониторы: их у организаций накопилось достаточно много. Правда, в 2010 году этой техники утилизировать стали меньше, что вполне объяснимо: народ массово перешел на плоские мониторы, а они еще не выработали свой ресурс. Кстати, эти мониторы ртути не содержат, но с течением времени их все равно придется сдавать на утилизацию: в плоских экранах имеются платы с драгметаллами.
Активно сдают и старые принтеры. А те организации, что побогаче, несут в утиль даже сотовые телефоны, причем среди них есть вполне современные, некоторые модели сегодня можно увидеть на прилавках магазинов. Как говорится, красиво жить не запретишь.

А вдруг кому пригодится?
В XXI веке цифровой становится практически вся техника – стационарные телефоны, холодильники, стиральные машины и даже зубные щетки. Во что встроят чип завтра – трудно сказать. Но пройдет время, и все эти новинки техники тоже придется утилизировать. Поэтому организации, занимающиеся утилизацией цифровой техники, должны быть в каждом городе. Причем желательно, чтобы сдача техники была выгодна и населению. Иначе россияне так и будут «украшать» бытовой техникой площадки у мусорных контейнеров. А вдруг комуто это старье пригодится?

КСТАТИ
Сейчас в России всего 6 предприятий, занимающихся переработкой электронных плат. Один из таких заводов находится в Подмосковье. Именно сюда сотрудники ярославской фирмы по утилизации цифровой техники везут отслужившие компьютеры и мониторы.

КОМПЕТЕНТНО
– Мы заключили договоры с департаментами здравоохранения, организации строительства и жилищной политики, ДГХ мэрии Ярославля. Сдают на утилизацию оргтехнику комитет по управлению муниципальным имуществом и другие подразделения мэрии. Среди солидных клиентов и Северная железная дорога. Сотрудничают с нами и небольшие фирмы: руководители этих организаций понимают, что штраф за нарушение федеральных законов, который может достигнуть 300 тысяч рублей, поставит крест на их деятельности. На сегодняшний день мы обслуживаем около ста небольших организаций. В среднем каждая из них сдает в год на утилизацию порядка десяти единиц техники, в основном 8 – 10-летней давности. Правда, однажды к нам поступил ксерокс чуть ли не советских времен. Он был размером с комнату! – говорит Андрей Хмелев.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать