18:56
31 июля,
суббота 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
29 Декабря 2011
Общество

Первый блин частного ЖКХ

Хотя старт современной реформе ЖКХ был дан еще в 2007 году, уходящий год стал первым годом, когда мы по-­настоящему вкусили ее плоды. Они оказались довольно кислыми. Наверное, еще не вполне созрели.


Точка отсчета

В 2010 году завершилась приватизация всех предприятий жилищно­-коммунального хозяйства города – бывшие муниципальные предприятия были акционированы, а контрольные пакеты их акций проданы с аукциона частным фирмам. Прежние ДЕЗы превратились в частные управляющие компании, их подрядчики – РЭУ – также стали частными и полностью самостоятельными. Таким образом, 2011 год стал своеобразной точкой отсчета – именно в уходящем году система заработала по новому рыночному механизму. И сразу начала давать сбои. Количество жалоб от населения, поступающих в районные администрации города и в департамент городского хозяйства мэрии, а также в районные прокуратуры, выросло в разы.
Конечно, отчасти тут сказалось то, что еще раньше тарифы на услуги ЖКХ заметно выросли и оказались весьма ощутимой статьей расходов в семейном бюджете ярославцев. И поэтому люди стали более требовательно относиться к работникам ЖКХ. Граждане рассуждали так: раз уж мы платим такие большие деньги, так пусть и качество этих услуг будет на высоком уровне. А с качеством как раз начались проблемы. Это проявилось, допустим, во время обильных снегопадов прошлой зимой: дворы утопали в снегу, а с крыш домов свисали огромные сосульки. Управляющие компании не справлялись с уборкой города. Впрочем, не только с уборкой.

Главная цель – прибыль
Дело в том, что после приватизации в отрасли – и в управляющих компаниях, и в подрядных организациях – появилось немало руководителей, не имеющих многолетнего опыта работы в этой сфере. Причем собственники­акционеры ставили перед этими руководителями вполне понятную цель – прибыль. Отсюда и проблемы.
Одни руководители стали в целях экономии сгоряча сокращать штаты дворников и слесарей. Другие принялись торговаться с подрядчиками и добиваться снижения расценок. В результате, например, договоры между управляющей компанией Дзержинского района и подрядчиками из числа бывших РЭУ не заключались на протяжении нескольких месяцев. А сотрудники многих РЭУ в ожидании то ли банкротства, то ли ликвидации работали спустя рукава.
Кроме того, управляющие компании нередко заключали договоры с новыми фирмами­-подрядчиками, у которых, как выяснилось позже, для выполнения работ нет ни достаточного количества техники, ни кадров, ни опыта.

Не давить, а убеждать?
При всем этом у мэрии не стало достаточно действенных рычагов, чтобы как­-то влиять на ситуацию. В руках городских властей сохранились лишь 25­процентные пакеты акций управляющих компаний и РЭУ. Этого хватает лишь для того, чтобы «заблокировать» заведомо ошибочное решение руководства, но недостаточно, чтобы сменить руководителя и коренным образом повлиять на принятие решений. Представителям мэрии приходилось действовать главным образом убеждением.

Долг платежом красен
К лету выявился новый круг проблем. Началась подготовка к новому отопительному сезону. При этом ТГК­2 поставила перед управляющими компаниями довольно жесткие условия – чтобы получить разрешение на промывку и опрессовку тепловых сетей, УК не должны были иметь долгов. А долги перед ТГК­2 к тому времени имелись практически у всех. В результате подготовка к зиме шла с большим отставанием от графика. Правда, отопительный сезон осенью все же начался в срок и без особых сбоев, но это стоило сотрудникам мэрии и районных администраций очень больших нервных затрат.

Цыплят по осени считают
К осени в работе управляющих компаний было выявлено немало нарушений. Прежде всего они касались нецелевого использования средств квартиросъемщиков. Прокуратура начала заводить на некоторых руководителей УК уголовные дела. А в мэрии созрела идея восстановить прежнюю, дореформенную финансовую схему оплаты услуг ЖКХ через городской расчетный центр.
Суть ее в том, что платежи населения должны поступать сначала в расчетный центр, который в автоматическом режиме должен перечислять платежи за тепло – поставщикам тепла, за воду – «Ярославльводоканалу», за газ – облгазу и так далее. Таким образом, в руки управляющих компаний попадали бы деньги, поступающие исключительно на содержание и ремонт жилья. А значит, соблазн использовать средства нецелевым образом и перераспределять их из одной статьи в другую моментально исчез бы. Исчезла бы и проблема долгов перед поставщиками услуг, укрепилась бы финансовая дисциплина отрасли.
Нет сомнения, что в новом, 2012 году такая финансовая схема будет введена. Вероятно, и управляющие компании, наученные опытом уходящего года, будут подходить к работе более ответственно и осторожно. Может быть, тогда и количество всевозможных жалоб на их работу уменьшится.

Автор: Олег БУРМИСТРОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать