06:41
суббота,
27 июля 2024 г.
13.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
1 ноября 2011

Первым делом – самолеты

В трехкомнатной квартире Сергея Шалаева «приземлились» советские ЯКи и ИЛы, немецкие «мессершмитты» и «фоке-Вульфы», японские «зеро» и «райден», французские «миражи» и американские «аэрокобры», российские МИГи и шведские «драконы». Все эти модели самолетов Сергей Владимирович сделал сам.

Отложенная мечта
Когда Сереже был пять лет, дед Алексей Прокопьевич привел мальчика в аэроклуб на улице Свободы. Он хотел увлечь внука авиацией. Маленький Сережа Шалаев увидел модели самолетов и захотел заниматься авиамоделированием. Но мама отдала ребенка в музыкальную школу, а потом настояла, чтобы сын пошел учиться в музыкальное училище и консерваторию. Тут уж, как говорится, не до моделек…
Сергей потом 17 лет проработал преподавателем музыки в школе и аккомпаниатором. А в конце восьмидесятых Шалаев сменил ноты на напильник – время было тяжелое, музыкантам платили гроши, вот и пришлось переквалифицироваться в слесаря. Работал он сутки через двое, так что времени свободного было достаточно. Вот тогда Сергей и вспомнил детскую мечту. А когда он посетил дом­музей Жуковского и увидел там макеты деревянных самолетов, то понял: как только вернется домой – сразу приступит к делу.

Застывшая музыка
Сергей Владимирович методом проб и ошибок подбирал дерево и инструменты для изготовления моделей, учился у кого только мог. Начинал с советских самолетов времен Великой Отечественной войны. Потом стал осваивать немецкую авиатехнику. Работал в основном по картинкам из книг про войну. Изредка в журнале «Техника – молодежи» попадался чертеж самолета. С появлением Интернета работать моделисту стало значительно легче.
– Для меня самолеты – это застывшая музыка. Они гармоничны, поскольку их форма максимально отражает функциональность авиационной техники, – говорит Сергей Владимирович.
Шалаев сам делает лекала для деталей, выпиливает составные части самолета, устанавливает стекло в кабину летчика. В холодное время года он занимается этой работой, а летом приступает к очень сложной части авиамоделирования – изготовлению шасси. На это уходит как минимум месяц. А потом следует покраска. Каждый самолет покрывается краской 5 раз.
Кстати, для того чтобы изготовить модель, в среднем требуется 3 – 4 месяца, но иногда времени уходит значительно больше. Один самолет Сергей Владимирович делал почти 20 (!) лет – все никак не мог понять хитрость конструкции.

Требуется «ангар»
За 35 лет Сергей Шалаев сделал несколько сотен моделей. Говоря военным языком, две эскадры поставил на крыло. Но в его квартире не так много места. Моделями заняты полки всех шкафов. Больше сотни самолетов Сергей Владимирович пристроил на хранение к друзьям. А вообще-то он давно вынашивает мечту – отдать свои модели в музей. Несколько авиамашин Шалаев передал в ярославский музей­-заповедник и в музей шинного завода. Обращался Сергей Владимирович и на аэродром Туношна. Но оттуда ответа пока нет.

МНЕНИЕ
Александр Щукин,директор Музея боевой славы:
– У нас музей не очень большой – всего 225 квадратных метров, поэтому площади не позволят разместить все экспонаты Сергея Шалаева, но часть из них мы готовы взять.

МНЕНИЕ
Ирина Денисова,педагог школы №53:
– В нашей школе в 2007 году открылся музей, одна из экспозиций посвящена школе стрелков-бомбардиров, которая два года во время Великой Отечественной войны работала в Ярославле. Мы будем рады, если у нас в музее появятся самолеты военного времени. А еще Сергей Владимирович мог бы вести у нас кружок авиамоделирования.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать