02:33
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 мая 2014

По главной улице с оркестром

Международный музыкальный фестиваль, душа которого – выдающийся музыкант и  дирижер Юрий Башмет, каждый год радует слушателей разнообразной концертной программой,  громкими именами исполнителей.

На этот раз в гостях у ярославцев побывали и театральные знаменитости – Олег Меньшиков и Константин Хабенский.

9 мая в КЗЦ «Миллениум» с собственным духовым оркестром выступил Олег Меньшиков. Главными героями необычного спектакля-концерта «Медь», созданного в 2011 году,  стали музыка, слово, танец.
   Духовой оркестр Олега Меньшикова рассказывает грустные и смешные истории, поет, танцует, солирует и аккомпанирует. «Медь» – это синтез различных жанров, составляющие программы – слово, музыка, танец, свет, декорации, костюмы – вплетены в образ под названием спектакль-концерт. Любой его номер – это театральная миниатюра, которую воплощают актеры с инструментами.
   В оркестре 30 артистов – трубачи, тромбонисты, ударники, кларнетист, флейтист.  Музыканты не просто играют: они танцуют, устраивают шуточные дуэли на барабанах. Публика замирает, когда главный дирижер Денис Виноградов раскрывает зонт и в зале начинается весенний ливень. Музыканты пальцами и ладонями, щелкая и прихлопывая, создают настоящую звуковую картину разрастающегося ливня. Чечетка и игра на губных гармошках – искусство, подвластное сегодня немногим.
   Но как поймать и удержать эфемерный миг, как остановить мгновение? По словам  Олега Евгеньевича, самые лучшие моменты в жизни, радостные или грустные, связаны с определенными мелодиями. Так и возникла мысль объединить прозу и поэзию с выступлением оркестра. «Болеро» Равеля сменяет «Полет шмеля» Римского-Корсакова, звучит  хор из оперы Верди «Набукко», гениальная музыка Рэя Чарльза, Нино Рота.
   Артист листает книгу воспоминаний, зачитывает отдельные ее главы, размышляет, декламирует стихи  Давида Самойлова.  То, что Меньшиков – талантливейший актер, объяснять не стоит. Но он еще и замечательно поет со сцены – танго «Магнолия», «Одесский порт».  Под занавес концерта в подарок к Дню Победы Олег Евгеньевич исполнил нестареющий «Синий платочек».
   В проекте «Параллельные миры» объединили свои усилия другие два выдающихся  мастера – Юрий Башмет и Константин Хабенский.  Эта постановка тоже сочетает разные виды искусства – музыку, живопись, поэзию. Музыка Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Мосолова и Хренникова в исполнении оркестра «Новая Россия» – а именно она главный стержень программы  –  перемежается стихами Заболоцкого, Анненского, Маяковского, Багрицкого. Их читает Константин Хабенский. В это время  на экране над сценой в 3D проекции демонстрируются  картины Куинджи, Врубеля, Коровина, Бенуа, Сомова, Малевича, Кандинского, Дейнеки, Пластова, Шагала.
Слушатель словно путешествует во времени по разным  этапам развития русской культуры – от мистицизма и символизма «Острова мертвых» Рахманинова, через фольклорность «Русской песни» Стравинского и конструктивизм Прокофьева к авангарду «Завода» Мосолова и соцреализму Хренникова. Поэзия призвана подготовить слушателя к духу и эмоциям звучащей за ней музыки. Живопись – дополнить созданное настроение.
   А завершился фестиваль в КЗЦ «Миллениум». Первое отделение концерта посвящалось 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Его открыла увертюра Николая Римского-Корсакова «Светлый праздник» на тему православного пасхального обихода. В этом произведении композитору  хотелось  воспроизвести «легендарную и языческую сторону праздника, этот переход от мрачного и таинственного вечера страстной субботы к не-
обузданному языческо-религиозному веселию утра светлого воскресения».
   «Светлый праздник» – концертное произведение. А молитвенное настроение создала музыка Петра Чайковского. В исполнении хоровой капеллы «Ярославия» прозвучал фрагмент из литургии Иоанна Златоуста «Приидите, поклонимся». Первое исполнение литургии состоялось в киевской университетской церкви в июне 1879 года. Завершила первое отделение концерта Четвертая симфония Петра Чайковского. Это сочинение –  психологическая драма, сопоставимая по силе с симфониями Бетховена. Не случайно в программу был включен Третий фортепианный концерт великого немецкого композитора. Солистом в бетховенском концерте выступил постоянный участник фестивалей Юрия Башмета, один из самых восхитительных пианистов своего времени Олли Мустонен, сольные концерты которого проходят в музыкальных столицах мира – Амстердаме, Берлине, Лондоне, Нью-Йорке, Токио и Вене. Посчастливилось и ярославцам услышать безупречную игру мастера.
Ирина КОПЕНКИНА,
Зинаида ШЕМЕТОВА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать