04:35
понедельник,
9 сентября 2024 г.
6.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 февраля 2011

По мосту из Петербурга в Ярославль

В начале февраля в медиацентре «РИА Новости» состоялся видеомост «Санкт-Петербург – Ярославль», посвященный проблемам сохранения исторических центров этих городов. В том, что архитекторы, художники, представители общественности северной столицы и нашего древнего города решили поделиться опытом в деле сохранения памятников, обменяться идеями, нет ничего удивительного. Ведь оба города входят в список культурного наследия ЮНЕСКО, и тот и другой славятся архитектурными шедеврами.

Проходной балл
В конце прошлого года Рос­охранкультура – Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия – инициировала документ об исторических поселениях, вызвавший большой общественный резонанс. Эту тему не обошли своим вниманием и участники видеомоста.
Само понятие «историческое поселение» появилось сравнительно недавно. До этого еще с советских времен существовала категория «исторический город и поселение». Под это наименование подходили населенные пункты, имеющие памятники архитектуры, истории и культуры, природные ландшафты и так называемый древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность. В наше время это понятие было расширено. Теперь историческим поселением является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия. Причем государственной охране подлежат планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношения между различными городскими пространствами, форма и облик зданий и сооружений. Понятно, что в рамки нового определения исторического поселения попадают далеко не все населенные пункты, ранее отнесенные к категории исторических городов. И действительно, если последних насчитывалось 478, то исторических поселений оказалось лишь 40. Чтобы получить «проходной балл» для попадания в список, 55% территории должна занимать историческая застройка. Именно по этому критерию за бортом оказались такие города, как Великий Новгород, Псков, Углич и даже Москва! Из нашей области в список вошли Ярославль, Ростов и Тутаев. После обновления списка в него войдут еще 20 городов, среди них – Углич.
Статус исторического поселения требует особого режима градостроительства. Теперь градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, подлежат обязательному согласованию с надзорным органом, без санкции которого никаких сносов и возведения новых построек не должно быть.

Законотворческая ошибка
Все участники видеомоста признали, что постановление об исторических поселениях несовершенное и нуждается в существенной доработке.
– Есть историческая часть Ярославля, включенная в список ЮНЕСКО, и есть понятие исторического поселения, – сказала в своем выступлении начальник отдела охраны памятников департамента архитектуры и развития территорий города мэрии Ярославля Ольга Островская. – После включения нашего города в список ЮНЕСКО был утвержден проект охранной зоны, кстати, подготовленный петербуржцами. Все требования мы соблюдаем, но есть отдель­ные вопросы. Так, мы должны уведомлять комитет всемирного наследия о новом строительстве или реконструкциях. Но в нашем законодательстве это четко не прописано, поэтому согласование с ЮНЕСКО строительства в историческом центре носит рекомендательный характер. Что касается исторического поселения, то из­за несовершенства постановления создалась критическая ситуация. В связи с новыми правилами приостановлены все строительные работы в новых районах города. С одной стороны, по Градостроительному кодексу мы должны оформлять всю документацию в течение месяца, а с другой – учитывать требования Росохранкультуры, которые эту процедуру затягивают. Наверное, сначала надо было определить границы исторического поселения, а потом выставлять требования.
В самом деле неужели возведение здания где­нибудь на окраине Брагина надо согласовывать с надзорным органом, которому требуется предоставлять огромное количество документации?
У питерцев своя специфика, связанная с тем, что у них архитектурные достопримечательности исторического центра и пригородов – Петергофа, Павловска, Пушкина – разделены спальными районами. Им еще труднее точно определить границы исторического поселения. Профессор Санкт­Петербургского института живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Е. Репина Владимир Лисовский назвал новые правила «законотворческой ошибкой». Он считает, что более приемлемо было бы ввести такие понятия, как «достопримечательное место», «архитектурный ансамбль», «группа ансамблей».
А вот председатель ярославского отделения Союза архитекторов России Андрей Лукашев считает, что в новом документе есть и положительный момент. Так, Росохранкультура внесла предложение предоставлять историческим поселениям право оставлять у себя часть налогов, перечисляемых в федеральный бюджет, на поддержку исторического наследия.
Последует ли реализация этого предложения, пока неясно. Ведь буквально через несколько дней после проведения видеомоста Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении Росохранкультуры. Ее функции переданы Министерству культуры России.

Битва за старину
– Мы потеряли классический Петербург, – с горечью констатировал Владимир Лисовский. – Тот город, который в 80­е годы включили в список ЮНЕСКО, разительно отличается от того, который мы видим сегодня. И теперь все разговоры о том, что Санкт­-Петербург должен охраняться ЮНЕСКО, не имеют смысла, так как главный принцип этой международной организации – подлинность – утрачен. Исторический облик Северной Пальмиры претерпевает ужасающие изменения: панорама Невы испорчена высотными жилыми комплексами «Монблан», «Серебряные зеркала» и «Аврора», на Исаакиевской площади вырос огромный стеклянный «пузырь», архитектурный ансамбль улицы Карла Росси разрушен кичевым зданием, построенным возле Александринского театра. Таких примеров много. Мы имеем дело с вандализмом по отношению к культурно­историческому наследию.
Как же все­таки сохранять исторический облик города и одновременно развивать его? Участники видеомоста обменялись идеями. Одни предлагают строить дома по старым образцам, другие категорически против возведения муляжей, считая это псевдоисторизмом.
– Нужно тактично внедрять в старину архитектуру XXI века, – считает член президиума Российской академии художеств и Президентского совета по культуре Николай Мухин. – В Европе уже научились этому. Там старая архитектура и вкрапления новой прекрасно гармонируют.
Предлагались даже радикальные меры. Директор Санкт­Петербургского института искусств Иван Уралов считает, что надо ввести мораторий на строительство в центре Питера хотя бы на три года. А тем временем проанализировать ошибки и приговорить неудачные проекты к демонтажу. Правда, на это Николай Мухин заметил, что надо тщательно изучить мнение общественности на первоначальном этапе строительства, а не тогда, когда уже возведен фундамент и потрачены колоссальные средства.
Участники видеомоста сошлись на том, что противостоять натиску модернистской агрессии в исторических центрах обоих городов можно путем тесного контакта с общественностью. Необходимо проведение открытых архитектурных конкурсов, публичное обсуждение проектов застройки, которые не должны превращаться в кулуарные. Ярославцы поздравили питерцев с тем, что их протест, касающийся строительства в историческом центре 400­метрового чудовища – «Охта­центра», был принят, и в свою очередь рассказали о том, как общественность нашего города отстояла площадь Волкова от раскопок. А это означает, что общественность в защите исторического и культурного наследия может играть существенную роль и добиваться своего.

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать