18:06
среда,
4 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 мая 2014

По следам Сталкера

Термин  сталкинг произошел от названия  фильма Андрея Тарковского «Сталкер»,   вышедшего в 1979 году.  Тогда же появились первые индустриальные туристы. Но в те годы  и заброшенных зданий было меньше, и не имелось  возможности черпать о них информацию через Интернет.  

 

«Дети» Тарковского
   Вторая волна популярности пошла в начале двухтысячных, когда вышла  серия книг «S.T.A.L.K.E.R.» о пост-
апокалипсическом будущем.
   Число урбанотуристов тогда выросло многократно, но настоящий бум движения начался с появлением социальных сетей. Люди собираются небольшими группами. В рюкзаках у них – камуфляжная одежда, пневматическое оружие, домкраты,  карты, продукты, вода, болотные сапоги, фонарики. Это традиционный набор  сталкеров.  Путешественники отправляются  не в музей или на выставку, а в заброшенные воинские части, подземные бункеры, пустующие здания бывших больниц, школ, элеваторов.   
   Лидер ярославских сталкеров Виталий Котов в свои 22 года – уже  индустриальный турист с большим стажем. Начинал он с классического туризма:  родители очень любили путешествовать по городам России и всегда брали с собой маленького сына. Когда Виталий подрос, он уже самостоятельно ездил в однодневные туры. Так исколесил практически всю область.  

А я играю на «баяне»
   После окончания школы парень  увлекся руфингом  – прогулками по крышам, а затем попробовал себя в сталкинге. Первое свое городское исследование Виталий с другом провели в здании недостроенной больницы  в Брагине. Понравилось. Через пару дней  ребята сделали  ночную вылазку в заброшенное здание рядом с ТЭЦ. Первые полгода своего сталкерства  Виталий  посещал «баяны». Так на сленге городских туристов называются здания, популярные у  любителей необычных ощущений. Царь «баянов» –  известная всему Ярославлю гостиница «Чайка».
   Наигравшись на «баянах», Виталий нашел в Интернете сайт с описанием  интересных мест в разных городах России, в том числе и нескольких десятков неведомых ему ярославских объектов. Но местоположение их не выдавалось, только фотография и краткое описание.  И тогда начинающий урбанотурист стал вычислять объекты по косвенным признакам. Путем сложного поиска отыскивал «сокровище».  Котов  расшифровал и посетил  около 30 объектов с закрытого сайта.  

Любители «залазов»
   В социальной сети он нашел группу, занимающуюся городскими исследованиями.  Виталий вступил в нее и начал обмениваться опытом с коллегами по увлечению. Они  решили организовать совместный выход. На первый «залаз»  (так ярославские сталкеры называют свои экскурсии) пришли лишь два человека – Виталий и  создатель группы Евгений Силин. Через неделю, на второй поход, собрались уже шестеро, и  урбанисты отправились обследовать недостроенное здание,  заброшенные корпуса хлебозавода и пару бывших пионерских лагерей.
   С каждым новым выходом полку сталкеров прибывало. В основном это молодежь  в возрасте от 18 до 30 лет.
   – Школьников в группы не берем принципиально. Им нравится побегать, побеситься, попить пивка. Нам это не подходит,  – рассказывают организаторы «залазов».
   Среди сталкеров мало студентов,  а ядро коллектива составляют люди разных профессий: повара, продавцы, менеджеры, музыканты, техники, юристы. Не слишком  популярен такой вид отдыха у девушек. Впрочем, это понятно – когда  идешь на дальние «залазы», то приходится топать по 10 километров с полным рюкзаком, да еще по пересеченной местности.elevator2

Все свое ношу с собой
   К походам ребята готовятся основательно. Очень важна здесь удобная обувь.
Многие предпочитают практичный «камуфляж». Некоторые берут с собой пневматическое и страйк-
больное оружие, газовые баллончики, электрошокеры – мало ли кого можно встретить в пути. А для прогулок внутри заброшенных помещений есть свой комплект сталкера. Многие помещения бывают закрыты на замки или заколочены. Поэтому необходимы болторезы, отвертки,  лом.  Самое сложное – попасть в помещение с тяжелой герметичной дверью. С годами она проседает и не открывается. Тогда сталкеры делают подкоп, а затем с помощью домкрата приподнимают дверь.
   Кстати, у сталкеров всего мира есть правило: ничего не ломать, а все предметы оставлять на своих местах. Нашел что-то интересное – сфотографировал,  вернул на место, если ты не собираешься его брать с собой в качестве  «хабара» (добычи). Бывает, что среди  хлама, который находится в умирающих зданиях,  встречаются и очень интересные вещи –  дореволюционные фотографии, советские монеты двадцатых годов прошлого века, старые компьютеры, телефоны, радиоприемники. В военных частях и бомбоубежищах самое любопытное – старая форма, противогазы,  гильзы, пули,  плакаты.

Необычная коллекция
   Каждый район Ярославля имеет свою  сталкеровскую специфику. Например, Заволжский –  это кладезь заброшенных промышленных объектов. Его изюминки – элеваторы на Резинотехнике, клуб фабрики валяной обуви. Брагино славится недостроями. Кировский район привлекает  пустующими  деревянными домами. Сталкеры умудрились найти заброшенные здания даже  в районе Красной площади! А вот Ленинский район манит заброшенным цехом моторного завода и «россыпью» бомбоубежищ. Оказывается, под некоторыми домами, построенными пленными немцами,  созданы  бомбоубежища. Красный Перекоп – это знаменитые корпуса и частный сектор,  гостиница «Чайка». А вот Фрунзенский район пока белое пятно на карте сталкеров. Там интересных объектов очень мало.  
   В Брагине ребята побывали в недостроенной больнице,  рядом с поселком  Прибрежный нашли нефункционирующие школу, детский сад, общежитие, Дом культуры. Были ребята в пустующих  кинотеатрах  «Дружба», «Октябрь»,  «Волга». В последнем столкнулись с мародерами, которые деловито грузили в машину оставшуюся мебель, цветмет.

   Самое интересное – это визиты в бывшие  воинские части.  Городские туристы побывали в тех, что  рядом с химзаводом «Луч», в Туношне и Селифонтове, на заброшенной  военной  базе в Переславле. Жемчужиной коллекции ярославских сталкеров стал ракетный комплекс, который они посетили во время  путешествия в Кострому. Он замаскирован под железнодорожный состав.  
   Во время перестройки много пионерских лагерей оказались заброшенными.  В районе Лютова и Бурмакина ребята нашли  5 таких бывших летних детских  здравниц.
   Одно из самых интересных направлений сталкинга – это постпаломничество, то есть посещение заброшенных церквей.  Один такой храм  ребята  нашли в поселке Курба и очень много в округе поселка Красный Профинтерн. Достаточно сложное направление – поиск заброшенных городов и деревень.  В Ярославкой области немало  умерших деревень. Их сталкеры вычисляют по данным переписи населения. Ищут  местечки, где обитали 2 – 3 человека, затем  связываются в социальных сетях с теми, кто живет недалеко от таких деревенек, наводят  справки.  
   Было дело, ярославские сталкеры забирались и на  двухсотметровую вышку в Подмосковье, облазали многие районные центры нашего региона, а сейчас наладили контакты с коллегами из Костромской и Ивановской  областей. На очереди Владимир и Вологда.
Владимир
КОБЫЛИНСКИЙ
Фото из архива  ярославских сталкеров

 КСТАТИ
Индустриальный туризм — это исследование территорий, зданий и инженерных сооружений производственного  или специального назначения, а также заброшенных строений. В  России   это называется сталкинг.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать