Подводные камни коммунального хозяйства
Взрыв жилого дома на 6-й Железнодорожной улице и семь погибших еще раз показали: аварии в ЖКХ возможны в любой момент.Мы зависим от соседей
13 февраля Альбина Шогенцукова кинула клич в «Одноклассниках»: «Друзья, требуется помощь! Нужен предмет – баночка с краской. Пришлите, пожалуйста, в долгу не останусь», а потом похвасталась: «У меня уже 15-й уровень «Упрямец» в игре «Трагедия белок». Альбине было 12 лет. Она любила играть. Краска нужна была для игры «Аватария – мир твоей мечты». Мечтам Альбины сбыться не суждено…
А ее брат Арсен в «Одноклассниках» не сидел, ему было пять. Арсен, Альбина, их мама – сотрудница департамента финансов мэрии Татьяна Шогенцукова и бабушка Валентина Панфилова погибли рано утром 16 февраля. И еще их соседи – Валентина Васильева, 56 лет, Сергей Субботин, 50 лет, и Ануш Гевандян, 23 года.
Официальная версия – взрыв газа. Официальных причин пока нет. Но оставшиеся в живых соседи убеждены, что взрыв произошел на втором этаже в 67-й квартире, где проживал Сергей Субботин. Староста дома Татьяна Коновалова рассказала, что когда-то у Сергея была нормальная семья, деньги, машина… Но потом жена с ребенком ушла. Сергей запил. Насколько сильно?
– Да там, на втором этаже, вообще «синяк» жил! – сказал про него житель дома Дмитрий. – Говорить про него не хочу.
По какой причине произошел взрыв? То ли в 67-й была неисправна плита, то ли виновник трагедии неаккуратно пользовался газом, то ли хотел свести счеты с жизнью? Но погибли невинные люди. А жители дома, да и все ярославцы осознали: мы все зависим от соседей.
Газ не вычерпать ладонями
ЧП на 6-й Железнодорожной – один из немногих за полтора десятка лет резонансных случаев взрыва газа в Ярославле. И уж точно первый по масштабам разрушения.
В 1999-м пытался взорвать себя мужчина во Фрунзенском районе. Он открыл газовую горелку и перед смертью вышел покурить на балкон. При первом щелчке зажигалки произошел взрыв: выбило стекла, раскидало мебель. Взрывная волна вышла через окно. Неудавшегося суициданта контузило.
В 2001-м взрыв в жилом доме на Ленинградском проспекте. Погибли двое. Хозяин квартиры принес в кухню 5-литровые газовые баллоны от дачной плиты, заполненные пропан-бутановой смесью. Позже выяснилось, баллоны заправлялись на газозаправочной станции при 30-градусном морозе. При этом в запорных устройствах кристаллизовалась вода и вентили были заперты не полностью. В тепле кухни вода растаяла, газ пошел наружу. Сначала баллоны загорелись, потом взорвались. Разрушило несколько стен, пол, потолок, выбило входную железную дверь и дверь в квартире напротив. Дом пошел трещинами, но выстоял и стоит до сих пор.
Опасность взрыва газа может исходить из нескольких источников. Первая – человек хочет уйти из жизни с помощью газа. Бороться с этим могут только жильцы дома. В этой ситуации внимание к тем, кто живет в одном подъезде, обязательно. В 2010 году спецназ по звонку соседей штурмовал квартиру на улице Блюхера. Ее жилец угрожал взорвать себя и дом. Его увезли в психиатрическую лечебницу.
Вторая причина взрывов – нарушение техники эксплуатации газового оборудования, самовольная установка дополнительного оборудования или замена имеющегося.
Полной статистики по самовольным установкам нет. По имеющимся сведениям, около 30 процентов городских квартир не проверено газовой службой на предмет исправности газовых плит и вентиляционных каналов: газовиков просто не пустили на проверку.
После взрыва на Железнодорожной в администрациях районов составляются списки неблагополучных адресов, где может произойти взрыв газа. Это квартиры, жильцы которых дошли до самого края морального разложения. В Дзержинском районе их девять. В Ленинском и Красноперекопском на порядок больше. Но полномочия администраций ограничены. Алкоголикам направят предупреждения и, возможно, предложат другое, более безопасное для окружающих помещение. По суду выселить опасных соседей невозможно. Судьи убеждены, что тогда они выйдут на большую дорогу и совершат более тяжкое преступление.
Оптимизация квартир
Друг другу соседи угрожают самовольными балконами и незаконными перепланировками. Под тяжестью снега балконные козырьки обрываются. Такие случаи были.
После разрушения в 2011 году дома на проспекте Ленина к перепланировкам ярославцы относятся подозрительно и сообщают о них в районные администрации. Только в 2015 году в Брагине обнаружено 16 незаконных перестроек в квартирах и 4 – в магазинах и офисах. Однако страсть горожан к «оптимизации» квартир не утихает. За прошлый год только в администрацию Дзержинского района поступило 69 заявлений о согласовании перепланировки. 27 заявителям отказали. Перепланировки в блочных домах 464-й серии – «хрущевках» и «брежневках» – вовсе запрещены: в них все стены несущие. Однако они по-прежнему делаются.
Текущие крыши и теплоузлы
30 процентов всех кровель в Ярославле течет. Вода в половине протечек попадает на электрощиты и электропроводку. Пожары на электрощитках бывают почти каждую неделю. На прошлой, например, горело на улице Батова, 5 корпус 3. Человеческие жертвы при таких возгораниях возможны, если пожар случится ночью и загорится пластик, которым обильно отделываются многие квартиры. В этом случае достаточно нескольких вдохов, чтобы случился спазм легких (вспоминаем пожар 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь»). В зоне риска дети и пожилые.
В позапрошлом году в подвале одного из домов по улице Блюхера ночью произошла авария на теплоузле. Горячий пар рванул вверх, там конденсировался и лил ручьями по стенам и электрощитам. Электрощиты дымились, сверкали молниями. Жители в панике сквозь пелену в подъездах вырывались на улицу и стояли в домашней одежде на 30-градусном морозе. Ситуация из ряда вон. Но обошлось без жертв… и, разумеется, без прессы.
Виновники этих аварий не соседи, а разруха в ЖКХ.
Из-за разрухи же появились дома-отказники. В Брагине их 11. В других районах не меньше. Это жилые здания, от которых отказались управляющие компании. Причина – невыгодно содержать. Проблема, кто возьмет под свое крыло эти дома, на городском уровне пока не решена. Между тем отказники – источник опасности для всех. В каждом доме возможен взрыв газа, прорыв сетей тепло-, водоснабжения и канализации. Но так как эти объекты никто не обслуживает, аварийная служба к ним приедет только в случае аварии общегородского масштаба.
От частного к общему
Общее состояние инженерных сетей ЖКХ (вода, тепло, канализация) тоже не прибавляет оптимизма. Из-за износа всех сетей и отсутствия работ по их плановой замене прорыв может быть где угодно. Они и случаются. Чаще некрупные.
Одна серьезная авария на трубе 900 миллиметров произошла в 2013 году на Северной водозаборной станции Ярославльводоканала. В считанные минуты огромным потоком вырыло ров шириной 2 метра, глубиной 8 и снесло в Волгу береговую полосу в 30 метров. Последствия аварии устраняют еще и в этом году. То, что до сих пор ярославские аварии обходились без жертв, – везение. Мы знаем: у наших соседей по России они бывают. В 2012 году в Брянске полуторагодовалый мальчик Кирилл Диденко погиб, упав в провал, образовавшийся из-за неисправности канализационного коллектора. А 28 января этого года в Петропавловске-Камчатском погибли три 8-летних мальчика. Они упали в канаву с горячей водой, которая образовалась в месте выхода из земли труб горячего водоснабжения.
ФОТО Сергея ШУБКИНА и Ирины ШТОЛЬБА
ВЕРСИИ
Специалисты ЖКХ убеждены, что взрыв такой силы не мог произойти в отдельно взятой квартире. Вероятно, газ скопился в вентиляционных каналах стояка. Это могло произойти либо из-за безветренной погоды, либо изза неисправности самих каналов и при закрытых, возможно, пластиковых, окнах. На скопление газа в вентканалах требовалось некоторое время: тем меньшее, чем сильнее была утечка.
Природный газ, используемый в газовых плитах, на 98 процентов состоит из метана. Он ядовит, не имеет цвета и запаха. Чтобы обнаружить утечку, в него добавляют этилмеркаптан — газ, пахнущий гнилой капустой. Непереносимый запах возникает уже при 1процентной концентрации природного газа в воздухе. А взрывная концентрация природного газа – 5 – 15 процентов. Специалисты утверждают, что жильцы подъезда должны были почувствовать запах газа и начать бить в колокола. Почему же они не позвонили в газовую службу?
Одна из версий, обсуждаемая в соцсетях: жители несколько дней чувствовали запах газа. Значит, обоняние их притупилось и опасную концентрацию они приняли за легкий запашок.
Комментарии