07:45
среда,
23 октября 2024 г.
7.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
4 июня 2015

Пока плывем по течению...

Что думают ярославцы о состоянии дел в стране и в регионе? Почему даже в разгар экономического кризиса они не теряют оптимизма? Об этом и многом другом мы говорим с кандидатом социологических наук Евгением ГОЛУБЕВЫМ.

– Евгений Евгеньевич, в 90-х годах в Ярославле было немало различных контор, которые занимались социологическими исследованиями. Но сейчас они пропали с публичного поля… Означает ли это, что в городе никто не интересуется, какой общественный резонанс имеют те или иные события и решения, принимаемые властью?
– Почему же никто? Сегодня в городе социологическими исследованиями занимаются четыре-пять организаций. Мониторинговые исследования проводит департамент общественных связей правительства области.
– А на какие вопросы сегодня социологам приходится искать ответы?
– В первую очередь мы спрашиваем о том, каково социальное самочувствие ярославцев, получаем информацию о рейтингах региональных и федеральных политиков, а учитывая, что не за горами местные выборы, выборы депутатов в Госдуму РФ, мы пытаемся уже сегодня понять, на какой результат может рассчитывать та или иная политическая партия или объединение.
– Тогда поясните, почему большинство наших граждан, несмотря на рост цен и на то, что зарплата у них меньше той, которую они получали пять-шесть месяцев назад, с оптимизмом смотрят в завтрашний день?
– На мой взгляд, на форматирование общественного мнения в нашей стране повлияли и Олимпиада в Сочи, и крымские события. Мы зафиксировали значительный рост рейтинга Президента РФ и уровня доверия к власти.
Опросы показали, что большинство россиян действительно искренне гордятся своей страной и ее президентом. Но на вопросы, которые не касаются отношения к первому лицу государства, люди отвечают крайне осторожно. Как говорят мои коллеги, большинство респондентов дают социально ожидаемые ответы. Они касаются прежде всего оценок социального самочувствия. Нельзя радоваться тому, что у тебя стало меньше денег и ты с трудом сводишь концы с концами. Не секрет, что закредитованность населения у нас большая, но если раньше граждане вовремя платили по кредитам, то сегодня многие это делать не могут. Однако ситуация кризисного сознания формируется не сразу, пока мы наблюдаем некое инерционное движение, ведь на осознание реальности всегда требуется время.
– Евгений Евгеньевич, вы считаете, что ситуация в отечественной экономике остается сложной?
– Я не вижу объективных предпосылок, чтобы думать по-другому. Стабилизация курса рубля и повышение цен на нефть не означают, что кризис преодолен. Фундаментальных подвижек, которые бы позволили заявить об улучшении состояния дел на большинстве отечественных промышленных предприятий, об оживлении работы строительных организаций, частного бизнеса, что в конечном итоге привело бы к улучшению материального благосостояния сограждан, пока не наблюдается. Если этого не видно сейчас, то вряд ли к осени можно ждать подвижек в этом направлении.
– То есть если мы сегодня ничего не посадим, в сентябре нам собирать будет нечего?
– Абсолютно верно! Нужны конкретные шаги правительства в решении этого вопроса. Пока их делать не спешат.
Таким образом, к осени большая часть населения осознает реальную ситуацию, с которой людям придется иметь дело. Пока эти негативные тенденции микшируются с помощью СМИ, но чем дольше власти медлят с решением, тем тяжелее людям будет привыкнуть к мысли, что их жизнь может поменяться кардинально.
На региональном и местном уровне мы уже имеем дело с уменьшением поступления налогов в бюджет. Это чревато серьезными последствиями, ведь надо и дороги ремонтировать, и объекты социального назначения строить – те же детские сады, да и зарплату людям надо платить. Не секрет, что ряд промышленных предприятий уже «экономит» на оплате обязательных страховых взносов в государственные социальные фонды. Это напоминает мне период середины 1990-х….
– Как вы сегодня оцениваете социальное самочувствие ярославцев?
– По данным опроса, который мы провели в апреле, уровень социального самочувствия ярославцев несколько понизился, но не радикально. Мы задали горожанам простой вопрос: «Довольны вы или недовольны положением дел в вашем городе, населенном пункте?» Так вот если год назад число недовольных респондентов не превышало 24 процентов, то нынче их стало тридцать. Именно на основании ответов на этот вопрос рассчитывается индекс социального самочувствия населения.
В апреле 2014 года он был зафиксирован на уровне 2,96 балла из 5 возможных, а в апреле 2015-го – 2,8 (индекс рассчитывается по 5-балльной системе, где 5 баллов – самая высокая оценка социального самочувствия, 1 – самая низкая).
Как я уже говорил, с учетом тех событий, которые произошли в стране, это несущественная величина. Есть ощущение, что люди до конца не понимают всей сложности социально-экономической ситуации и в регионе, и в стране в целом.
Однако что касается уровня протестной активности, то он, можно смело сказать, нулевой. Это наглядно продемонстрировал митинг в Ярославле в связи с гибелью Бориса Немцова. Так что никаких массовых выступлений мы не ждем. На мой взгляд, у нынешней оппозиции нет сильного лидера, который бы смог собрать людей под свои знамена.
Так что пока мы плывем по течению. Касаемо разговоров о том, что в сентябре нынешнего года у нас пройдут выборы губернатора, – это всего лишь слухи. Вряд ли центр сегодня решится на кардинальные перемены в регионе.

ФОТО из архива Е. ГОЛУБЕВА

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать