07:45
среда,
23 октября 2024 г.
7.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 декабря 2013

Полеты во сне и наяву

Начиная с середины прошлого века аэродромов вокруг Ярославля хватало. Правда, расширение города и специфика экономики постоянно ставили весьма насущный вопрос: а на какой из наших аэродромов нужно делать ставку? В двадцать первом веке он не утратил актуальности, а стал еще более важным.

Покупаем или продаем?
   В номере 95 нашей газеты от 27 ноября нынешнего года мы уже упоминали о том, как аэропорт Левцово уступил пальму первенства Туношне. В начале века не было даже сомнений в том, что именно Туношна станет главными «небесными воротами» Ярославской области, а также всех соседних регионов. Однако…
   Нет смысла упрекать экс-губернатора региона Анатолия Ивановича Лисицына – главного вдохновителя переоборудования бывшего военного аэродрома в гражданский грузовой авиа-
терминал. Во-первых, не все военное легко и быстро подвергается конверсии. А во-вторых, при нынешнем темпе жизни идеальные сегодня управленческие решения завтра могут стать, мягко говоря, сомнительными.    
   Последний МИГ-23 взлетел с туношонской полосы в начале девяностых годов. Затем, в период межвременья, местное население едва не «приватизировало» по-тихому самое главное, что есть на любом аэродроме, – взлетно-посадочную полосу. Тем не менее представители Министерства обороны сумели передать объект в собственность Ярославской области в достойном состоянии в кризисном 1998 году.
   После кризиса российская экономика обнаружила нешуточный рост, который позволял надеяться на увеличение грузопотока через Туношну. Однако этого не произошло, и уже в 2004-м областное руководство решило этот аэропорт продать, чтобы привлечь инвестиции для его дальнейшей реконструкции.
   В 2008-м грянул кризис куда более суровый – а в периоды экономической стагнации первыми снижаются грузопотоки на воздушных линиях, поскольку возить грузы по воздуху быстро, но уж очень дорого. Тогда появилась вполне здравая идея организовать в Туношне аэропорт – с аэровокзалом и даже таможенным постом, чему немало поспособствовали широкие спортивные связи нашего региона. Правда, и здесь оказалось не все гладко: на самом деле ВПП, изначально сделанная под нужды относительно легких военных самолетов, даже после реконструкции не особенно выдерживала посадки широкофюзеляжных лайнеров, из-за чего стремящимся в Ярославль футболистам одного кавказского клуба приходилось добираться до нашего города из Первопрестольной на кавалькаде такси…
   Сегодня федеральный бюджет опять обещает многомиллиардные вложения в реконструкцию аэропорта. К примеру, выяснилось, что расположенная буквально вплотную к Волге взлетно-посадочная полоса все-таки нуждается в принципиально новой гидроизоляции. Но, судя по всему, здесь так или иначе появится аэропорт международного класса. Вопрос в том, будет ли он отвечать всем вызовам сегодняшнего дня?

Калитка для дорогого гостя
   Итак, с «воздушными воротами» в Ярославской области наконец определились. Но всякий ли раз, встречая даже дорогого гостя, мы открываем для него ворота? Отнюдь, калитка в любом дворе хлопает гораздо чаще. А вот с калиткой-то у нас, прямо скажем, не очень…
   В двухтысячные годы аэропорт Левцово ассоциировался скорее с фестивалями, чем с авиацией. Что было, в общем-то, оправданно: лихие рокеры с «Доброфеста» (вкупе со своими поклонниками) или умельцы «Автоэкзотики» безопаснее в пятнадцати километрах от окраины нашего древнего города, чем в его центре.
   До 2005 года, когда из Туношны можно было добраться до отдаленных уголков Ярославской области, такое использование старого аэродрома выглядело разумно, затем рациональности в такой постановке вопроса поубавилось.
   Мир стремительно входил в постиндустриальное состояние… Роль малой авиации в нем столь же стремительно росла и продолжает расти. А вот приткнуться этой самой авиации поблизости от Ярославля вскоре станет, пожалуй, и негде. То есть Туношна, по всем имеющимся планам, все-таки уйдет на реконструкцию, а в Левцово, невзирая на сохранившуюся там часть инфраструктуры, будет то «Доброфест», то «Автоэкзотика». Но и потом, когда главные «воздушные ворота» области откроются, не факт, что малой авиации здесь найдется место. Полоса одна, интенсивность ее загрузки станет стремительно расти – и кому здесь будет до приемки трех-пятиместных аэропланов М-12, вертолетов «Робинсон» и уж тем более АН-2, без которых тоже в России пока нельзя?
   Тут кроме технологических есть и сугубо экономические причины. Стоимость взлета и посадки зависит не только от класса воздушного судна, но и от принадлежности его к аэродрому базирования. Да и класс аэродрома влияет. Не зря один из лучших мастеров высшего пилотажа Ярославской области Ясави Хазипов предпочитает держать связь с землей именно в Рыбинске, где есть аэродром ДОСААФ. По его словам, взлет-посадка в любом другом аэропорту, расположенном поблизости от Ярославля, обходится ему в пять-шесть раз дороже.
   Отсюда следует довольно парадоксальный вывод: не всякому российскому региону с обширной территорией необходим международный аэропорт. Но практически каждому в ближайшее время потребуется некая база для малой авиации, способная обеспечить безопасность и непрерывность плотного графика полетов летательных аппаратов ненамного тяжелее воздуха. Потому что этот транспорт будет становиться все более и более востребованным.
Только самолетом можно долететь?
   Безусловно, эксплуатация воздушного судна – дело более дорогое, чем, допустим, автомобиля. Но это только в том случае, когда мы считаем прямые затраты. Вот, к примеру, деревня, расположенная километрах в пятидесяти от основной автомагистрали. Там живут (или хотят, или захотят жить) люди, которые имеют конституционные права на свободу перемещения, медицинскую помощь, почтовую связь. Во что обойдется строительство дороги и пуще того – поддержание ее в проезжем состоянии, особенно зимой?
   Другая ситуация: имеются два разделенных областной границей населенных пункта. Расстояние по прямой между ними – доплюнуть можно. А добираться приходится кривой дорогой, иногда чуть ли не за несколько сотен километров. Потому что по прямой добраться можно только по воздуху.
   Да что далеко ходить – Мышкинский, Некоузский и Брейтовский районы сообщаются с большой Ярославской землей только по одноколейной железной дороге Рыбинск – Бологое и по шоссе, проходящему через плотину Угличской ГЭС. Все! Эти районы уже сегодня гораздо лучше соединены транспортными магистралями с Тверской областью. Ярославцу решительно невозможно съездить в некоузскую деревню на общественном транспорте за один день – равно как и наоборот…  
   Сегодня наши регионы таким образом теряют населенные пункты со скоростью несколько сотен в год. Фактически развитие массовой малой авиации – один из выходов из тяжелой демографической ситуации, ставшей препятствием для развития всей страны. Но начаться это развитие может не раньше, чем возродятся базовые аэродромы, чье предназначение – прием и обслуживание большого количества малых воздушных судов. И это принципиально иная задача, чем та, которая стоит перед большой авиацией. Поэтому ошибется тот, кто посчитает наш труд противопоставлением двух аэропортов – Туношны и Левцово. Если грамотно и дальновидно подходить к вопросу, они должны работать в тандеме. Только тогда Ярославль сможет реализовать свой могучий промышленный, транспортный и человеческий потенциал.
Анатолий КОНОНЕЦ
Фото  Василия ПЕТРОВА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать