02:37
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 ноября 2013

Помогая ближнему

Надежду БИОЧИНО, начальника управления по соцподдержке населения и охране труда мэрии Ярославля, читатели «Городских новостей» хорошо знают. Она не раз отвечала на самые разные вопросы, давала необходимые разъяснения и советы. Вот и сегодня гостья нашей редакции от обсуждения острых тем не уходит и свое мнение высказывать не боится.

Миссия выполнима

   – Надежда Львовна, над чем вам сегодня приходится работать, какие вопросы решать?
   – Как обычно, самые разные. Наше ведомство всегда самое востребованное. Пожалуй, посоревноваться с нами может лишь департамент городского хозяйства. Приведу только одну цифру – сегодня мы обслуживаем 33 процента населения города. Представляете, сколько у нас подопечных! И основная наша миссия – помочь людям добиться исполнения в полном объеме всех социальных обязательств.
   Я напомню читателям, что мы работаем по заявительному принципу, и поэтому еще одной нашей задачей является своевременное информирование населения о тех или иных услугах, которые мы оказываем, изменениях в законодательстве, о том, как в этой связи меняется и характер нашей работы. Знаю, что многие ярославцы любят «Городские новости», читают каждый выпуск, поэтому и мы стремимся рассказать вам первым обо всем и с вашей помощью проконсультировать наших клиентов.
  

– Спасибо за добрые слова. Однако мы понимаем, что жизнь на месте не стоит. Вот и в Ярославле большой объем услуг можно уже получить, не выходя из дома, зарегистрировавшись на портале госуслуг…
   – Правильно. Но очень важно, чтобы и население имело свободный доступ к этим самым электронным услугам, ведь не у всех дома есть компьютер, не все знакомы с тем, как работает Интернет, это неравенство мы планируем ликвидировать. Каким образом? Да очень просто – поставим несколько машин у нас в центральном офисе на Нахимсона, 15, чтобы люди могли туда приходить и, зарегистрировавшись на сайте, самостоятельно решать многие свои вопросы.
   На базе ряда комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОНов) начали работать компьютерные курсы, где опытные преподаватели обучают наших пенсионеров азам компьютерной грамотности.

Убирая барьеры
   – У вас трудятся сотни людей, по долгу службы им приходится сталкиваться с непростыми ситуациями, решать множество очень сложных задач. Стараетесь ли вы как-то уберечь
своих сотрудников от того же профессионального выгорания?
   – Конечно, хотя не всегда нам это удается. Зарплаты у нас в отрасли не самые высокие, например, инспектор, который работает в центре социальных выплат, получает в месяц около десяти тысяч рублей. Даже у тех специалистов, которые находятся на муниципальной службе, зарплата тоже весьма скромная. Но, несмотря ни на что, передо мной как перед руководителем отрасли стоит задача не только научить своих подчиненных азам корпоративной культуры, но и сформировать команду единомышленников. Я понимаю, для этого предстоит многое сделать, но уверена: мы справимся. Будем проводить специальные семинары и тренинги, на которых не только новые знания можно получать, но и обобщать опыт тех, кто достиг лучших результатов. Ведь у нас трудятся более полутора тысяч человек, в их числе и те, у кого есть чему поучиться.

   – Среди тех, кто к вам обращается за помощью, немало инвалидов. В городе работает несколько программ по их реабилитации и поддержке, но это лишь малая часть того, что общество должно дать этим людям. На ваш взгляд, как и чем еще им можно помочь?
   – В Ярославле проживают более 65 тысяч инвалидов, это почти 11 процентов от общего числа всех жителей. Из них детей-инвалидов 1328. Наверное, мало кто знает, что в Ярославле почти 1200 инвалидов-колясочников, и многие из них не могут выйти из дома. В городе действует программа «Доступная среда», но ее суть не только в том, чтобы построить пандусы у домов и общественных зданий, надо посмотреть, пользуются ли этими объектами люди. Чаще всего наши подопечные сталкиваются с тем, что если дом не оборудован лифтом, им невозможно выйти на улицу.
   …Много лет назад моему дяде ампутировали ногу, и чтобы он просто мог подышать свежим воздухом, папа на руках выносил его на улицу. И таких людей, которые не могут покинуть квартиру, немало, думаю, процентов 60 – 70.
   Сложность и в том, что для обустройства в подъезде пандуса необходимо согласие большинства собственников жилья, однако всегда находятся те, кто выступает против. Вероятно, этим людям не объяснили простую истину – мы все равны и не только перед Создателем, но и перед обществом.
   Может быть, причина в том, что за 70 лет существования советского государства мы мало знали о таких людях – инвалидах? Их ведь редко можно было увидеть в театрах, на культурных мероприятиях...
   У меня трое детей. И они в силу собственной ментальности поначалу по-разному относились к присутствию рядом людей с ограниченными возможностями. Старшему сыну, ему 23 года, было сначала удивительно даже просто говорить с ними. А дочь, которая учится в начальной школе и часто бывает со мной на мероприятиях, где они присутствуют, ведет себя абсолютно адекватно. Она понимает, что люди разные и не всем в этой жизни повезло родиться здоровым.
   Я вижу, как меняется в обществе отношение к инвалидам, конечно, не так быстро, как бы того хотелось, но тут еще надо помнить и о том, что все они нуждаются не только в нашем соучастии и сочувствии. Им нужно дать возможность полноценно жить, работать, учиться в школе и в вузе, путешествовать, тренироваться в спортзале…
   Впрочем, 181-ФЗ тоже никто не отменял, а в нем говорится, что любое учреждение или организация вне зависимости от организационно-правовой формы собственности обязано предоставить инвалиду возможность беспрепятственно получить ту или иную услугу на своей территории. Не можешь этого сделать – организуй вызов сотрудника. Вот у нас в управлении, которое расположено в здании, признанном памятником культурного наследия, нельзя оборудовать лифт. Однако у нас предусмотрены условия оказания людям с ограниченными возможностями необходимых им услуг.

   – Могут ли ярославские инвалиды пользоваться услугами бассейнов и ФОКов?
   – Пользоваться-то они могут, но тут есть другая проблема – в спортивных комплексах не хватает тренеров-реабилитологов, которые могли бы проводить занятия с этими людьми. Таких специалистов раньше готовил наш педагогический университет, но сегодня они не идут работать в наши учреждения по вполне понятной причине – их не устраивает зарплата. Однако на базе и ЛПУ, и КЦСОНов группы лечебной физкультуры работают постоянно.
   Бассейны – это отдельная история. Многие мамочки, воспитывающие детей-инвалидов, говорят, что с удовольствием водили бы их на занятия в бассейн, но для этого помещения необходимо оборудовать специальными подъемниками. Проблему мог бы решить госзаказ, сформулированный и профинансированный на уровне Федерации. Наверное, и нашим федеральным депутатам надо в этом вопросе проявить инициативу.

Семья для одинокой бабушки
   – Еще одна группа граждан, которые нуждаются в поддержке, – это одинокие пожилые люди. Чем им помогает ваше ведомство?
    – Мы начали работу над очень интересным, на мой взгляд, проектом «Приемная семья для пожилых». Человеку всегда приятнее жить дома, нежели в казенном учреждении. Но бывает так, что в преклонном возрасте он остается один, а сил и возможностей ухаживать за собой у него уже нет. Вот таких людей мы и хотим поддержать. Мы находим некоего помощника, который за вознаграждение (весьма скромное, кстати) ухаживает за одиноким пожилым человеком. Пока это пилотный проект, но со следующего года будем его обязательно раскручивать.

   – Надежда Львовна, получается, что ваше управление выступает неким гарантом при заключении соглашения между пожилым человеком и помощником?
   – Абсолютно верно. Более того, мы контролируем, как помощник выполняет свою работу, все ли он делает для своего подопечного. Что касается наших сотрудников – соцработников, то они ежедневно посещают не только одиноких пожилых людей, но и инвалидов. Перечень обязанностей социального работника огромен – он и в больницу сопровождает своих подопечных, и за лекарством ходит, и продукты покупает, и услуги ЖКХ оплачивает, а главное, поддерживает их связь с внешним миром: поговорит, газеты почитает, даже любимые передачи обсудит. У нас есть такие сотрудники, которые для своих клиентов стали как дочери или сестры, отношения у них складываются порой даже лучше, чем у родных людей. Когда я слышу о таких примерах, на душе всегда тепло становится – не зря работаем!
Людмила ДИСКОВА
Фото Сергея ШУБКИНА


НА ЗАМЕТКУ
Накануне Международного дня инвалидов управление по соцзащите планирует в каждом районе города провести ярмарки социальных услуг и   проинформировать горожан о том, какими возможностями  обладают подведомственные ему учреждения, какие виды помощи они могут оказать.


ЯЗЫКОМ ЦИФР
В городе насчитывается более 65 тысяч инвалидов, в том числе  1328 детей-инвалидов. При  КЦСОНах работают 73 отделения обслуживания на дому, 7 отделений дневного пребывания, 6 отделений социально-педагогической помощи семье и детям и  6 отделений срочной социальной помощи.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать