13:53
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.07
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 августа 2011

Последнее лето рынка?

Согласно 271-му федеральному закону «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» торговля под открытым небом может существовать лишь до 1 января 2012 года. С нового года вся торговля должна вестись лишь в стационарных помещениях. Никакие временные прилавки или крытые павильоны не допускаются. Выходит, мы наблюдаем последнее лето жизни многочисленных рыночков?

Приговор уличной торговле
По мнению многих ярославских предпринимателей, время уличной торговли прошло. В западных странах никаких рынков нет. Бывают, конечно, ярмарки, но они работают лишь по нескольку дней. Вся торговля сосредоточена в магазинах.
А вот как считает сотрудник центра по борьбе с преступлениями на потребительском рынке Ярославского УВД Александр Коваль.
– Самое большое количество нарушений выявляется именно на рынках, – говорит он. – Раньше, когда на наше подразделение возлагалась функция проверки соблюдения санитарных норм, мы видели, что большая часть таких нарушений происходит на временных прилавках минирынков. Сейчас проверкой санитарии занимается исключительно Роспотребнадзор, а в нашей компетенции осталось только выявление фактов продажи контрафактной продукции и нелицензионного алкоголя. И опятьтаки эти случаи выявляются прежде всего на рынках. Конечно, за последние годы данных фактов стало гораздо меньше, но все­таки в магазинах и торговых центрах предприниматели и продавцы ведут себя более ответственно и законопослушно.
Что ж, против цивилизации вряд ли кто будет возражать. Но трудно представить, что уже через несколько месяцев все минирынки исчезнут. В городе сейчас насчитывается 29 рынков, и лишь в 8 из них есть стационарные помещения для торговли. На рынках в общей сложности около 10 тысяч торговых мест. Сколько человек там трудится, точно неясно, но, видимо, не менее 20 – 30 тысяч. Куда эти люди денутся?
– Предприниматели из торговых рядов в Крестах недавно подали заявку на выделение земельного участка под строительство торгового центра на этом месте. То же самое сделали и предприниматели рынка на улице Кривова, – сообщил нам начальник управления развития потребительского рынка мэрии Ярославля Николай Якушкин.
Выходит, рынки превратятся в торговые центры?

Витринное изобилие
По количеству торговых центров на душу населения Ярославль уже сегодня бьет рекорды.
– Впереди нас только Москва и Санкт-Петербург, – говорит Николай Якушкин.
По официальным данным, на каждую тысячу человек в городе приходится тысяча с небольшим квадратных метров торговых площадей. И это без учета нового «РИО», «Тандема», где имеется 40 тысяч квадратных метров площади, без учета тех торговых центров, которые уже строятся и будут введены до конца нынешнего года. Ожидается, что по итогам 2011 года на тысячу жителей будет уже около полутора тысяч квадратных метров магазинов. Все это выходит за рамки научно обоснованного градостроительного норматива. В мэрии ситуацию понимают и рекомендуют инвесторам строить не торговые центры, а что­нибудь другое. Гостиницы, например. Но уж коли инвестор хочет именно торговый центр, то что ему возразишь? Его деньги –
ему и решать.
Пару лет назад в некоторых торговых центрах можно было видеть пустующие торговые модули с объявлениями «Место сдается». Но, по мнению многих предпринимателей, это было вызвано не переизбытком торговых площадей, а завышенными ставками арендной платы. За время кризиса ставки снизились, и многие предприниматели получили возможность перебраться с улицы под крышу.
Однако, несмотря на достаточное количество стационарных торговых помещений, рынки тоже не пустуют.

Здесь привычнее
– Существует многочисленная категория покупателей, которые в крупных торговых центрах чувствуют себя неуверенно, – говорит психолог, специалист по маркетингу Николай Афанасов. – Это, как правило, люди пожилые и малообеспеченные. Приходя в супермаркет, они немного робеют. Конечно, если они собираются приобрести дорогую вещь, то долго готовятся и идут в «шикарный магазин». Но если речь идет об обычных брюках или рубашке, то пенсионерам комфортнее сделать покупку на рынке, среди таких же, как они сами, простых людей. Впрочем, я думаю, это вопрос привычки.
Многие предпочитают уличный рынок, потому что твердо убеждены: там дешевле. Но это не совсем так.
Вот что рассказал нам предприниматель Василий К. У него несколько торговых точек – как на рынках, так и в торговых центрах, поэтому есть возможность сравнивать.
– Расходы предпринимателя на рынке ниже, чем в торговом центре, – говорит он. – Меньше арендная плата, на рынке продавец не пользуется кассовым аппаратом и платит меньше налогов. Но низкие расходы к вопросу ценообразования не имеют никакого отношения. Предприниматель идет в магазин, смотрит, что почем, и делает цену чутьчуть пониже, чтобы привлечь покупателя. Но в процентном отношении прибыль у него получается повыше, чем в магазине. В этом и скрыто кардинальное отличие между рынком и магазином. На рынке можно торговаться. Хоть это и не в характере русского человека. Но некоторые опытные покупатели используют это преимущество рынка на всю катушку и добиваются скидки в 30 – 40 процентов от той цены, что написана на ценнике. И предприниматель на рынке чаще всего может позволить себе такую скидку. Конечно, при условии, что рядом не стоят другие покупатели. А то все захотят купить со скидкой!

Куда крестьянину податься?
Такие вот преимущества и недостатки торговли на рынке и в супермаркете. Только на рынке можно приобрести «настоящие щвейцарские часы» за 10 долларов. А в торговом центре вам дадут чек и гарантийный талон. На рынке можно купить овощи местных сельхозпроизводителей. Но выше и риск отравиться. Хотя где его нет?
Кстати, если вся торговля перейдет «под крышу», каково придется колхозникам и дачникам, встающим за прилавок только в разгар сезона?
– Сейчас мы думаем об организации нескольких сельскохозяйственных рынков именно для колхозников и дачников, – говорит Николай Якушкин. – Такую возможность закон предоставляет. Но, вообще, большинство предпринимателей надеются, что вступление в силу норм закона «О розничных рынках…» будет отложено и нынешние вещевые рынки поживут еще какое­то время.


НОВЫЕ ЦЕНЫ
Стоимость минимального набора продуктов питания на конец июля составила 2618,6 рубля. За месяц она снизилась на 2%, сообщает Ярославльстат. В течение месяца существенно подешевели овощи – на 17,4%, фрукты и цитрусовые – на 4,8%, яйца – на 2,7%, рыба мороженая и мука – на 2,6% и сыр – на 2,5%.

Автор: Олег БУРМИСТРОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать