02:25
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 ноября 2015

Правнучка Ушинского живет в Италии, но любит Россию

«Городские новости» уже рассказывали о том, что в этом году первоклассники получили в подарок книгу Константина Ушинского «Сказки и рассказы», которую проиллюстрировала  правнучка педагога Ирина Хале. Сегодня мы расскажем о ее судьбе.

Унесенные ветром

Ольга Константиновна Ушинская, младшая дочь Константина Дмитриевича, вышла замуж за москвича, действительного статского советника Михаила Акинфеевича Суковкина. У них родились пятеро детей, в том числе и Марина, мама Ирины Хале. Правда, старшая дочь Леночка умерла в возрасте 4 лет. После революции 1917 года Михаила Суковкина назначили послом Украинской республики в Константинополе. Жена Ольга поехала за ним. Два их старших сына учились в Англии, а Марина и Константин остались с няней в Петрограде. Через некоторое время Ольга Константиновна все же смогла забрать детей и перевезти их в Константинополь. Затем они перебрались в Париж.
Шло время, Марина выросла. В Париже она зарабатывала на жизнь тем, что писала иконы. Позже семья Суковкиных переехала в Ментон, расположенный  на границе с Италией.
– Там моя мама  познакомилась со своим будущим мужем,  ирландцем по имени Патрик Бушо. Он служил комендантом на военном корабле. Однажды учительница французского языка пригласила мою маму на бал, организованный на этом корабле. Там мои родители и встретились, – вспоминает Ирина Хале.
Они венчались в Ментоне, где  была построена небольшая православная церковь. В 1932 году у них родилась дочь Ирина.
На вопрос, говорили ли в доме внучки Ушинского на русском языке, Ирина Хале отвечает так:
– Нет, на английском. Но у меня была русская няня, она учила меня языку с пяти  до девяти лет. Когда я была маленькой, мы много раз меняли место жительства, а во время Второй мировой войны жили в Бристоле. Город сильно бомбили. Это было очень трудное   время: страдания, голод…

Дорогой искусства

После войны Ирина окончила школу, поступила в Академию искусств в английском городе  Коршем. В 1954 году она получила диплом по педагогике искусства в университете Бристоля и три года преподавала живопись в школе Скелфилд в Йоркшире и в школе Бедминтон в Бристоле. Затем Ирина уехала в Италию, где вышла замуж за выпускника Кембриджа Джона Хале. Они поженились в русской церкви в Риме и прожили в браке 12 лет. После развода с Джоном Хале Ирина в 1970 году вышла замуж во второй раз – за римского скульптора Спартако Дзианна.
Ирина занималась творчеством всегда. За художественную деятельность ей была присуждена премия города Зальцбурга. В 1967 году в Лондоне в галерее Крейн Калман открылась персональная выставка ее работ.
Помимо занятия живописью она вот уже много лет пишет книги для детей, организует лаборатории детского творчества и спектакли в театре теней при содействии труппы «Орто деле Арти», основанной в 1997 году. Правнучка Ушинского опубликовала 23 книги, при ее участии поставлено 16 спектаклей.
Все эти годы она общалась со своей бабушкой – дочерью Константина Дмитриевича Ушинского. Та рассказывала внучке, как играла с братьями и сестрами в России, как встречалась с Антоном Чеховым и Федором Шаляпиным. Бабушка запомнилась внучке как образованная женщина, всегда подтянутая, доброжелательная. До конца своих дней, а прожила она до 96 лет, Ольга Константиновна искусно занималась рукоделием – расписывала шелк, вышивала бисером и делала шляпки из «всякой всячины». 

На родину предков

В 1994 году Ирину Хале  пригласили в Россию на открытие кукольного фестиваля в Санкт-Петербурге. Это был ее первый визит в страну предков.
– Со мной в Россию поехал один музыкант, которого я знала по Италии. Однажды ночью он разбудил меня, в руках у него был большой нож. Он схватил меня за горло: «Скажи, что меня любишь, или я тебя убью!». Я не могла ответить «да»,  и он ударил меня ножом. Я попала в больницу, потеряла много крови и чудом выжила. Как ни странно, для меня оказалось полезным побыть на волосок от смерти: многое понимаешь о себе. Я поняла, что я не воинственная  и не злая, что лучше погибну, чем применю нож против кого-то, – вспоминает синьора Хале.
Через два года Ирину Патрикеевну – так шутя Ирина Хале называет себя на русский манер – пригласил на Пасху некто Сергей, представившийся потомком Константина Дмитриевича Ушинского. Он нашел свою родственницу через  Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена  в Санкт-Петербурге.
– Сергей моряк. Он даже похож на мою бабушку, но никто из семьи не знает, кто он. Несколько лет мы с ним переписывались, а потом Сергей куда-то пропал. Последнее письмо от него пришло из Южно-Сахалинска, – рассказывает правнучка великого педагога.
Но благодаря Герценовскому университету  ниточка, связывающая Ирину с Россией, превратилась в толстый морской канат.
– 10 лет назад в ЯГПУ открылся музей имени Ушинского, и мы решили найти потомков великого педагога. Нам попалась информация, что правнучка Ушинского Ирина Хале посетила университет имени Герцена. Коллеги дали нам адрес Ирины, мы написали ей письмо, она откликнулась, – рассказывает директор музея Татьяна Гаврилова.
Ярославский педуниверситет пригласил госпожу Хале  как почетную гостью на  тысячелетний юбилей города. Вот тогда и родилась идея, чтобы правнучка Константина Ушинского оформила книгу своего знаменитого предка.
В 2014 году Ирина Хале приехала в Ярославль во второй раз, привезла более ста рисунков, она полтора месяца трудилась над этой коллекцией.
– Все мои друзья хотели бы получить книгу моего прадедушки, которую я проиллюстрировала, – говорит художница.

Я жила бы в избушке с наличниками…

Ирина – гражданин мира. Мать русская, отец ирландец, родилась она в Англии, живет в Италии, родственники – в разных странах.
«Сейчас я живу на востоке Италии в регионе Апулия.  Тут как в сказке. В нашем городке замечательное зодчество.  Я влюбилась   в свой дом сразу же, а потом продала его, чтобы путешествовать по миру», – сказала сеньора Хале. Она побывала в Монголии, Иране, Тунисе, России.
– В России у меня есть духовные корни, чувствую себя здесь как дома. Я бы хотела купить старую развалину-избушку, прилепила бы наличники и жила бы с печкой, с кошкой. И рисовала бы. Весь мир – мой дом, но все-таки к России у меня более глубокое чувство, в душе что-то звенит, – признается правнучка Ушинского.
Сейчас она  пишет исторический трехтомник, работа длится уже 30 лет. В первом томе  рассказывается об осаде Киева татаро-монголами,  герой второй книги бежит на Кавказ. А в третьем томе повествуется о путешествии Марко Поло и его встречах с героями предыдущих книг.
– Стиль моего творчества – магический реализм. Габриель Маркес берет настоящее и превращает его в магию. Но это можно делать, если хорошо знаешь реальность. Не понимаю, зачем выдумывать фантастический мир,  если настоящий полон удивительных вещей, – считает Ирина Хале.

Фото Сергея ШУБКИНА

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать