Предстоит учиться мне…
Наступил сентябрь, и тысячи ярославских школяров и студентов сели за парты. Впрочем, не все из них грызут гранит науки дома, некоторые юноши и девушки находятся за тысячи километров от родных и близких, ведь они уехали на учебу или стажировку за границу. Что «ищут они в стране далекой»? Насколько тяжело привыкать нашим чадам к «чужому монастырю»? Стоит ли вообще стремиться попасть на учебу в американские и европейские колледжи и университеты? Эти вопросы мы задали ребятам, у которых учеба за рубежом уже в прошлом, а также тем, кто только что ее начал.
Искусственный… интеллект
Студент ЯрГУ Кирилл Туманов изучает физику. О том, что между его альма-матер и американским университетом Саскаханны, штат Пенсильвания, существует договор об обмене студентов, он узнал, учась в университете, и сразу же решил, что обязательно должен попасть в Америку. Однако решить – это одно, но как воплотить мечту в жизнь? Зимой прошлого года всем желающим покорить США предложили поучаствовать во внутривузовском конкурсе. Впрочем, с положением о нем каждый мог внимательно ознакомиться уже в октябре. Было время не только оценить свои силы, но и подтянуть до нужного уровня английский. От соискателей требовалось не только хорошее знание английского языка, но и отличные оценки в зачетке.
Как говорит сам Кирилл, справиться с тестом по английскому ему было несложно, поскольку он учился в 37й школе, до недавнего времени имевшей статус специализированной. И хотя юноша не планировал в дальнейшем связывать свою будущую профессию с лингвистикой, тем не менее в школе к изучению языка относился очень серьезно. Впрочем, как и к изучению точных наук. Поступив в университет, он тоже старался везде успеть, поэтому с оценками проблем не было. Именно это и помогло молодому человеку добиться желаемой цели.
– Чему я планирую научиться в Америке? В первую очередь тому, что пока недоступно в нашем университете, – говорит Кирилл Туманов. – Есть такая программа Computer Science, которая изучает, как работает искусственный интеллект. И это вовсе не научная фантастика, а реальность, за такими программами – будущее. Кроме того, надеюсь почерпнуть и другие свежие идеи, чтобы потом внедрить их у нас в университете, а также использовать в своей научной деятельности.
Конечно, я не собираюсь дни и ночи напролет проводить в университетских лабораториях, ведь жить я буду в кампусе (студенческом общежитии), а значит, смогу с головой погрузиться в американский студенческий быт, узнать, что волнует и интересует моих заокеанских сверстников, каким они видят свое будущее. Это же так здорово – приобщиться к культуре другой страны, понять, в чем мы похожи, а чем отличаемся друг от друга.
К слову, помимо США у ЯрГУ есть договоры о научном сотрудничестве с университетами Великобритании, Франции, Нидерландов, Финляндии, Италии…Я хорошо играю в теннис
А вот Наталья Накимова, тоже выпускница одной из ярославских спецшкол, в Нью-Йорке живет уже два года. Она студентка института бизнеса и компьютерных технологий (ASA Institute of Business And Computer Technology). Попасть в это довольно престижное учебное заведение ей помогло не только хорошее знание английского языка и математики, но и умение… отлично играть в теннис. Американцы заметили девушку на одном из юношеских чемпионатов и пригласили к себе.
В отличие от многих своих сверстников из России, которые живут в университетских кампусах или снимают дешевое жилье гдето на окраине города, Наташа поселилась со своей подругой в просторной квартире с двумя спальнями в самом центре города, причем оплачивает съемное жилье институт, где она учится и честь которого отстаивает на спортивных аренах. Пока возвращаться на родину девушка не планирует, говорит, что здесь «платят больше за спортивные победы, да и учеба интереснее».
– Конечно, я скучаю по Ярославлю, по моим друзьям-одноклассникам. Но я сделала выбор в пользу успешной карьеры и хорошо оплачиваемой работы в Нью-Йорке, – говорит Наташа. – Что будет дальше, не знаю, ведь моя жизнь еще только начинается.
Наша школа лучше
Две другие наши героини, а ныне студентки ярославских вузов, Софья Вахонева и Полина Белушова на учебу за границу попали в совсем юном возрасте. Соне было всего 14, а Полине – 16 лет.
Соня год проучилась в знаменитом английском Оксфордском колледже Святой Анны, Полина – в США, в Миннесоте.
– Сначала мне было очень тяжело, – вспоминает Соня.– По натуре я человек общительный и вроде английский неплохо знала, но оказалось, этих знаний явно недостаточно, чтобы свободно общаться с ребятами из класса. Так продолжалось дней семьвосемь, но потом все изменилось. Я вдруг почувствовала, что тоже могу свободно говорить, это было просто здорово! С классом я подружилась очень быстро, мне показалось, что англичане вообще очень дружелюбные люди, может быть, потому что в этой стране живут представители разных национальностей, и им поневоле приходится общаться.
Если сравнивать две системы школьного образования – нашу и английскую, я бы отдала предпочтение нашей. Дело в том, что изучение большинства дисциплин в России ведется более глубоко и основательно, в то время как педагоги Оксфордского колледжа скорее дают лишь основы тех или иных наук. Домашних заданий в том виде, в каком мы привыкли, там не задают вообще, и это очень здорово, потому что подросток может себя попробовать в любом деле, например, поучиться актерскому мастерству или заняться какойто научной исследовательской деятельностью.
Мне еще понравилось, что в английской школе никому не делают поблажек, это помогает каждому человеку реализоваться, понять, на что он способен.
А вот Полина Белушова, ныне студентка ЯГПУ имени Ушинского, оценивая системы образования в США и России, напротив, считает, что современному школьнику вовсе и не надо глубоко изучать все учебные дисциплины.
– Зачем тратить драгоценное время на все? Ведь уже в школе можно найти тот предмет, которым тебе действительно будет интересно заниматься в будущем, – считает девушка. – Подготовке к его освоению и надо уделять все время. В этой мысли меня убедила американская школа Wadena – Deer Creek Senior High School, где я проучилась целый год.
Попала я в нее, выиграв конкурс для школьников FLEX (Future Leaders Exchange). Он дает возможность не только бесплатно учиться, но и получать небольшую стипендию в течение года. Мне, например, ежемесячно на карманные расходы давали 125 долларов.
Многие спрашивают меня, как я вообще оказалась участником этой программы. Это не секрет, поскольку в Интернете можно о ней найти всю информацию. Я знаю, что ежегодно в США живут и учатся более тысячи российских школьников. Главное условие, которое нужно выполнить всем участникам этой программы, – знать английский язык и иметь хорошие оценки по предметам. Кстати, в конкурсе могут участвовать и дети с ограниченными возможностями, но на общих основаниях, никаких льгот и привилегий для них нет.
Жила я в простой американской семье, отношения со всеми домочадцами, причем очень теплые, у меня сложились сразу. С тех пор прошло четыре года, а мы общаемся до сих пор. Так как я была уже достаточно взрослой, то не только училась в школе, но и участвовала в волонтерской программе: работала в доме престарелых и в больнице. Это не напрягало, напротив, помогло и себя лучше понять и оценить. К слову, найти в Америке подработку даже подростку несложно, надо просто захотеть.
Что касается школьного образования, то американская модель мне показалась прогрессивной, она не меняется постоянно, как у нас, поэтому создается впечатление, что там все отлажено и работает как часы. Каждый способен, если захочет, раскрыть свой потенциал, такая возможность ему дается начиная с начальной школы. Причем ребенку постоянно напоминают, что его будущее во многом зависит от него самого, именно поэтому большинство американских детей более самостоятельны по сравнению с нашими.
Подводя итог, можно сказать, что тем, кто стремится учиться за рубежом, надо готовиться к этому шагу в течение нескольких лет, ведь одно лишь знание языка, как мы поняли, не гарантирует получения гранта или победы в конкурсе.
Комментарии