03:41 Вторник, 24 Ноября 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Пресса и общество: мы нужны друг другу

14 Июня 2011
Почему падают тиражи газет и журналов, а вместе с ними – и влияние средств массовой информации на общество? Почему публицистические программы на ТВ вытесняются развлекательными шоу? И наконец, почему профессия журналиста, в недавнем прошлом одна из самых престижных и влиятельных, исчезает, и все чаще мы говорим о прессе как об обычном бизнесе. На эти и многие другие «почему» искали ответы участники международной конференции «СМИ и общество: отвечая на вызовы времени», организованной Союзом журналистов России. Состав участников солидный: ведущие журналисты, руководители профессионального сообщества из 54 регионов и 4 стран дальнего зарубежья.

Чем ответим на вызов?
На первый взгляд тема конференции сугубо профессиональная. А если задуматься? Разве народ не заинтересован в правдивой и объективной информации о происходящих вокруг нас событиях и процессах? Разве люди не вправе высказывать свою позицию через общественную трибуну, каковой являются СМИ? Да и степень демократизации и гражданской зрелости общества оценивается, в частности, через уровень свободы слова и авторитет этого самого слова.
Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, открывая конференцию, отметил, что среди проблем, которые обрушились на современную журналистику, основная – это дефицит доверия к средствам массовой информации и власти, к органам правопорядка и многим государственным институтам. СМИ утрачивают традиционную для себя функцию формирования общественного мнения. Как ее вернуть?
В падении тиражей многих печатных СМИ есть несколько причин. Часть «вины», видимо, должны взять на себя журналисты: слишком многие увлеклись, если можно так выразиться, кассовыми материалами – будь то реклама или оплаченная «заказуха», откровенный или скрытый пиар. Последнее стало настоящей болезнью российских массмедиа.
Меж тем во многих странах Запада вопрос стоит так: ты либо журналист, либо политтехнолог. У нас, увы, даже талантливые и востребованные журналисты ради приработка вынуждены – кто открыто, а кто потихому – участвовать в политических, экономических рекламных кампаниях, иногда даже «на два фронта». А коль на первом месте – деньги, то едва ли журналист вложит в материал свою душу и сердце, и такой «продукт» у читателя или телезрителя вряд ли всколыхнет добрые чувства и найдет отклик. Подход к журналистике как к бизнесу вытесняет из профессии талантливых, преданных, ярких людей, умеющих воспринимать чужую боль и невзгоды как свои собственные. А с ними уходят из профессии чувства, эмоции, искренность.

Сдадимся без боя?
С другой стороны, все понимают, что даже авторитетные СМИ поставлены в такую ситуацию, что без дополнительного привлечения финансов им не выжить: как на дрожжах растут тарифы на распространение периодики, не говоря уж о набивших оскомину ценах на бумагу, электроэнергию, полиграфию... К сожалению, государство практически устранилось от влияния на этот социально и общественно значимый сегмент рынка.
Есть доля правды и в том, что мы пока «без боя» сдаем информационное поле Интернету. Это достижение цивилизации дает, увы, нерадостный результат: среди молодежи даже с высшим образованием сплошь и рядом безграмотные, незнакомые с русским языком и литературой люди, они не приучены читать, размышлять над материалами, способны лишь потреблять информацию, зачастую развлекательнопошленькую, да к тому же написанную полуграмотным языком, ведь в Интернете нет корректоров и почти нет профессиональных редакторов. Но при всей этой грустной картине не надо впадать в уныние, призвал коллег Всеволод Богданов, нужно постараться найти баланс между интересами читателей и экономикой издания, и пример ряда известных газет говорит о том, что можно «и правду сказать, и деньги заработать».
Что касается Интернета, то слухи о том, что он поглощает газеты, преувеличены. Как отметила в своем выступлении начальник отдела печатных СМИ Минкомсвязи РФ Анастасия Минаева, только 30 процентов россиян имеют постоянный доступ в Интернет и только 8 процентов из них ищут в нем информацию. Так что печатные СМИ еще далеко не исчерпали свой ресурс. На Западе, который, как известно, более продвинут в плане интернеттехнологий, не слышно громкого плача о кончине газет. Там у людей есть выбор: выпить утром чашечку кофе за чтением любимой газеты или между делом заглянуть в Интернет, чтобы узнать последние новости. Это подчеркнул в своем выступлении и секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок». По его словам, многие попрежнему получают прибыль не от вейбсайтов, а от так называемых бумажных носителей, то есть газет. Есть положительный с точки зрения экономики и роста влияния опыт создания в редакциях и издательствах так называемых пулов СМИ – разноформатных изданий: газет, журналов, различных приложений, предназначенных для определенной аудитории.

Федеральные или региональные?
На пленарном заседании конференции в Нижнем Новгороде я задала заместителю губернатора области Дмитрию Сватковскому вопрос, как он относится к бурной дискуссии о том, могут ли государственные или муниципальные органы власти учреждать или поддерживать СМИ. Или право на жизнь имеют только сугубо независимые массмедиа? Сватковский ответил откровенно: он сторонник и тех, и других. В Нижнем Новгороде власти прекрасно понимают, что многие издания и практически все районные газеты без финансовой поддержки исчезнут, и жители останутся без информации о происходящем на их малой родине.
В связи с этим заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати Геннадий Кудий отметил: 30 процентов россиян читают только местную прессу и лишь 18 процентов – федеральную. В ежегодном докладе Федерального агентства отмечается, что «ожидание закрытия в кризис тысяч региональных газет не оправдалось. По сравнению с 2006 годом количество региональных общественно­политических газет даже выросло с 3368 до 3387 изданий, чего вообще не ожидалось на фоне увеличения числа телевизионных каналов в субъектах России и удешевления там доступа в Интернет. Количество муниципальных газет тоже практически осталось прежним». Значит, пресса, как и раньше, востребована.

Край непуганых журналистов
Многие участники дискуссии говорили, что в обществе созрел заказ на понастоящему качественную, не ангажированную аналитическую журналистику. И здесь интересы общества и журналистского сообщества сходятся: общественно­политическая пресса как глоток воздуха нужна обществу. Необходимо активнее возвращать на газетные полосы и в телерадиоэфир социальные функции СМИ: жизнь обыкновенного человека с его проблемами, надеждами, разочарованиями, опытом решения своих и коллективных проблем. Даже поклонникам «желтой» прессы уже изрядно поднадоели бесконечные «перепевки» светских скандалов, сплетен из жизни олигархов и их любимых женщин.
Краем непуганых журналистов однажды назвал Нижний Новгород известный политик Борис Немцов. Многие до сих пор так и не поняли, плохо это или хорошо. Но вот в выступлении перед журналистами губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева прозвучала высокая оценка роли нижегородской прессы в решении стоящих перед регионом задач. И действительно, у нижегородских СМИ, среди которых и государственные, и муниципальные, и частные, получающие дотации и живущие только за счет своих средств, есть чему поучиться, в том числе и умению вести диалог с властью с целью приблизить ее к народу. Интересное и своевременное предложение поступило на пленарном заседании от заместителя нижегородского губернатора Вадима Иванова: рассмотреть регион как постоянную площадку по освоению новых журналистских технологий, как постоянно действующую лабораторию по развитию СМИ. Предложение было принято.

На Нижний посмотреть…
Конференции, форумы, симпозиумы полезны не только возможностью обсудить профессиональные проблемы, но и тем, что в ходе работы можно познакомиться с новым городом или населенным пунктом. Во время работы конференции в Нижнем Новгороде я невольно, как, впрочем, и многие мои коллеги, проводила параллели между нашими городами. Несмотря на различия в масштабах – Нижний в два раза больше Ярославля, у нас много общего. Презентуя Нижегородскую область, заместитель губернатора Дмитрий Сватковский рассказал об особенностях региона, перспективах развития экономики, о привлечении инвестиций. Все это ярославцам тоже знакомо.
Упомянул Сватковский и о туристическом потенциале региона. Здесь у нижегородцев, похоже, нерешенных проблем больше, чем у нас. На вопрос, что в первую очередь делается для привлечения в регион туристов, Дмитрий Валерьевич ответил, что среди первоочередных задач – развитие гостиничного хозяйства: в городе остро не хватает мест в отелях разного уровня. Ярославль эту проблему уже решил, причем с перспективой: с вводом ряда новых гостиничных комплексов у туристов появилась возможность выбирать отели на любой вкус и кошелек.
Нижний Новгород, как и многие крупные города, страдает от автомобильных пробок, особенно в центре, от нехватки парковок для автотранспорта. Пристрастным взглядом туриста оцениваю, что Волжская набережная в Нижнем проигрывает нашей по благоустройству, хотя и она имеет свою изюминку: памятник Валерию Чкалову на высоком берегу и не менее знаменитую широкую Чкаловскую лестницу с многочисленными ступенями – уже многие поколения выпускников школ, приходя сюда, пытаются их пересчитать.
Есть чему и позавидовать. Очаровал многих из нас Городец, где что ни дом – то музей, а уж музеи в этом опрятном уютном городке просто кладезь национального творчества. По праву гордятся нижегородцы и тем, как они сумели сохранить, донести до наших дней народные промыслы: знаменитые хохломскую роспись, семеновскую игрушку, вышивку, кружевоплетение, городецкий пряник. Замечательно, что и сегодня эти промыслы живут и развиваются, приносят мастерам прибыль, а потребителям – радость.

… и себя показать
Двигаясь по Волге от столицы до Нижнего Новгорода, журналисты сделали единственную 5часовую остановку в Ярославле. Встречая столь солидную делегацию, мэр города Виктор Волончунас искренне поприветствовал гостей, пожелал им интересно и с пользой провести это время в нашем городе, тем более что Ярославль тысячелетний очень изменился. Оргкомитет конференции встретился с губернатором области Сергеем Вахруковым, который рассказал о перспективах развития региона и о наиболее значимых проектах, реализуемых у нас. Остальные участники получили возможность выполнить пожелание мэра и посмотреть на город во всей его красоте.
Остановка эта, конечно, была не случайна: многие очень хотели своими глазами увидеть, что собой представляет сегодня один из древнейших городов России, отметивший свой великий день рождения. Приятно было слышать лестные отзывы о нашем городе от людей искушенных, много поездивших и по миру, и по России. Ярославль понравился не только своими обновленными памятниками архитектуры, но и чистотой улиц, красотой Волжской набережной, обилием зелени в центре города и, конечно, юбилейными объектами. Это парк 1000летия и культурно­просветительский центр имени Терешковой, где побывали журналисты и где на их вопросы отвечали первый заместитель мэра Ярославля Сергей Ястребов и заместитель мэра Валерий Величко.
– Ярославль очень светлый и торжественный город, представляю, как здесь приятно жить, работать, отдыхать,– сказала Зоя Грязева, генеральный директор воронежской «Студии «Губерния».
– Ярославцы – доброжелательные, улыбчивые и гостеприимные люди, – заметила Елена Годлевская, главный редактор газеты из Орла, кстати, награжденная самой престижной журналистской наградой «Золотое перо России».
– С каждым новым приездом сюда я все больше влюбляюсь в Ярославль, – призналась Наталья Чернышова, председатель Союза журналистов Московской области.
Я привела несколько отзывов наших гостей для того, чтобы мы еще раз осознали, что живем действительно в замечательном городе, которым можем гордиться, а значит, мы должны быть его достойны.

Автор: Ирина ПУХТИЙ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама