02:42
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 ноября 2016

Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица...

Оксана Соколова, ветеринарный врач  Ярославского зоопарка, готова  прийти на помощь своим пациентам в любое время. Их у Оксаны Николаевны более четырех тысяч.

Мечты сбываются

Ветеринаров в зоопарке пятеро, но Соколова – главная в этой команде. Каждое утро она проходит по территории, проверяет, все ли в порядке у львов, тигра и медведей, здоровы ли верблюды и северные олени, как чувствуют себя пернатые обитатели многочисленных вольеров.

– Ветеринаром я хотела стать с детства, поэтому с выбором профессии проблем не было, – рассказывает Оксана. – Сначала была учеба в Великосельском совхозе-техникуме, а затем в Вятской сельхозакадемии. По распределению попала в колхоз «Колос» Даниловского района. Правда, в своих детских мечтах я лечила кошек, собачек и попугайчиков, а тут в основном имела дело с коровами и лошадьми. И знаете, я их полюбила. Если бы не бытовые проблемы, из деревни не уехала бы.

По возвращении в город Оксана Соколова работала в ветеринарной лаборатории и подсобных хозяйствах. Лет пять лет назад она поехала в компании друзей в зоопарк. И здесь произошла встреча, которая круто изменила ее жизнь.

– Я встретила своего знакомого, и он сказал, что руководство зоопарка ищет ветврача. Он начал уговаривать меня попробовать себя в новой должности, – говорит Оксана. – Я отнеслась к этому скептически, менять налаженную жизнь на что-то неизвестное желания не было. Но прошло несколько дней, а этот разговор не выходил из головы. Я подумала, что о такой работе мечтала с детства…

Сложные пациенты

Поначалу Оксана ездила перенимать опыт к коллегам, смотрела, как работают доктора московского, ростовского, питерского зоопарков, потом стала принимать участие в научных конференциях, на которые съезжались специалисты со всего мира.

– Среди моих пациентов и птицы, и рыбы, и рептилии. Представляете, сколько надо знать, чтобы понять, что происходит с каждым из них? Многие думают, что ветеринар в зоопарке – этакий смельчак, который и в клетку с тигром легко зайдет, и с верблюдом запросто поладит, – улыбаясь, рассуждает Соколова. – Но это не так. Если надо осмотреть животное, зашить, например, ему рану, сначала даем зверю наркоз. Для этого есть специальное оборудование. Болезни, которые не требуют оперативного вмешательства, лечатся с помощью таблеток и микстур. Так что мы не цирковые смельчаки-дрессировщики.

В зоопарке заболевших животных сначала стараются побаловать, дают что-нибудь вкусненькое – фрукты, свежее мясо, зерно, и только потом предлагают лекарство. Кому-то его добавляют в корм, а с кем-то предварительно поиграют, а уж потом начинают лечить.

– Многое зависит от кипера – человека, который ухаживает за животным, – поясняет Оксана. – Его умение вовремя заметить изменения в поведении подопечного облегчает нашу задачу. Бывает, животное становится вялым, у него пропадает аппетит, опытный кипер реагирует сразу и бежит к нам. Мы устанавливаем наблюдение за зверем и принимаем меры.

Переменчивое настроение

Впрочем, звери в зоопарке могут не только захворать, но и впасть в депрессию. Неволя не делает их жизнь привлекательнее, это не естественная среда их обитания, отсюда и проблемы. Конечно, животным, родившимся в неволе, проще, а вот те, кто приехал из дальних стран или даже из другого зоопарка, часто страдают от стрессов, от дискомфорта.

Кто-то начинает ходить по вольеру кругами (специалисты эти движения называют манежными), кто-то сидит неподвижно. В природе хищник начал бы охотиться, гоняться за добычей, а здесь бегать ни за кем не надо, еду и воду приносят, поневоле захандришь. На помощь приходят доктора и киперы. Они начинают играть со зверем – дают специальные игрушки, в клетке прячут кусочек мяса, чтобы животное его активно искало, отвлекаясь от «грустных мыслей».

– Психология животных – наука сложная, порой целой жизни не хватит, чтобы ее постичь, – делится размышлениями Оксана. – У каждого зверя свой характер, кто-то ласковый, кто-то капризный или агрессивный. Настроение моих подопечных может измениться вмиг, и никогда не знаешь, как животное тебя встретит. Начинаем, например, делать прививки. Те же копытные всегда вполне спокойно переносили их, но вдруг что-то пошло не так… Животное становится беспокойным, агрессивным, убегает, и ты даже теряешься, а потом начинаешь придумывать способы успокоить «пациента». Кого-то ведем в другое помещение, кого-то отвлекаем, но каждый выход к животному – это экспромт.

Коллеги помогают

Заставила докторов поволноваться белая львица Лава. Дважды она пыталась произвести потомство, и оба раза неудачно. Наконец на свет появились два чудесных львенка. Помогли Лаве стать мамой специалисты ветклиники, они приехали к львице со своим оборудованием, даже аппарат УЗИ привезли. К ярославским ветврачам приезжают и коллеги из московского зоопарка, никогда не отказывают в консультации, да и медики, которые лечат людей, тоже приходят на помощь.

– Однажды у нас сломала челюсть антилопа канна, – вспоминает доктор Соколова. – Ей требовалась операция, и мы обратились в наш ярославский центр челюстно-лицевой хирургии. Все прошло удачно.
Вопреки расхожему мнению инфекционные заболевания в зоопарках – редкость, а вот ожирение из-за малоподвижного образа жизни у животных встречается сплошь и рядом. А спутники ожирения – диабет, сердечно-сосудистые заболевания, проблемы с почками. Приходится прилагать немало усилий, чтобы животные не теряли форму.

Нередко обитатели зоопарка получают травмы: кто-то ногу подвернет, кто-то ушибется. Да и посетители проблем добавляют, предлагая животному что-нибудь вкусненькое, чипсы или конфеты. Недавно вот у медведей нашли стеклянную бутылку из-под энергетического напитка!

Оксана Соколова мечтает поучиться науке выхаживания животных в зоопарках Германии и других стран Европы. По ее мнению, российским учебным заведениям, которые готовят ветеринарных врачей, надо не стоять на месте, а давать студентам разноплановые знания.

– Сегодня они готовят специалистов для сельского хозяйства, – говорит Оксана. – Но в России нужны ветврачи для цирков, зоопарков, для лечения экзотических животных. У нас крайне мало специальной литературы, а если что-то и можно найти, то, как правило, эти книги написаны американскими или английскими учеными и не переведены на русский язык.
Автор: Людмила Дискова
Фото из архива Ярославского зоопарка

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать